1914

Концерт «1914»

Это прошедший концерт.

Автор спектакля Александр Молочников: «Почему ежегодно появляется так много разнообразных художественных произведений о Второй мировой войне и почти ничего о Первой? Что вообще я знаю о Первой мировой, кроме того, что она началась с убийства эрцгерцога Франца Фердинанда, и на ней впервые был использован отравляющий газ? Что такое Великая окопная война, о которой мы знаем разве что из романа Ремарка „На Западном фронте без перемен“? Пожалуй, эти вопросы и вызвали у меня интерес к столь важному и, как мне кажется, занимающему незаслуженно скромное место в нашей памяти, грандиозному эпизоду истории ХХ века. Однако, читая предвоенные дневники и письма жителей стран-противников, меня больше заинтересовало другое: все они были охвачены эйфорией желания воевать, ощущением войны, как некоего прекрасного приключения, которое продлится очень недолго и станет поводом для проявления героизма, борьбы с собственными комплексами и выплеска накопившихся обид к „врагам“. Сегодня, оглядываясь на сто лет назад, страшно представить, насколько быстро развеялись эти иллюзии, когда вчерашние жители прекрасных европейских столиц попали на четыре года в окопы, где царили грязь, смерть и безумие. Кажется, человечество постоянно забывает о том, что нет ничего страшнее войны, и в вечном стремлении ее романтизировать раз за разом наступает на одни и те же грабли.В спектакле мы рассказываем историю нескольких французских и немецких солдат. Их путь — от утопичных фантазий, фанатичного патриотизма, через взаимную ненависть и неизбежность истребления друг друга к полному опустошению, потере каких бы то ни было нравственных ориентиров, саморазрушению.Но не думайте, что вам представят какое-то преисполненное дидактического пафоса историческое действо, лекцию о человеческой жестокости. История будет рассказана в жанре кабаре, хозяин тут — конферансье, единственная его цель — развлекать зрителей песнями и весёлыми историями, по крайней мере, до тех пор, пока…»Автор спектакля – Александр МолочниковДиалоги – Александр Архипов, Александр Молочников, Всеволод БенигсенСтихи – Дмитрий БыковИдея – Ольга ТараринаХудожник – Николай СимоновХудожник по костюмам – Мария ДаниловаХудожник по свету – Игорь КапустинМузыкальный руководитель и композитор – Роман БерченкоБалетмейстер – Ирина КашубаРуководитель проекта – Евгений ПисаревАссистент режиссёра – Анастасия КоротичАссистент художника – Елена ЗыковаПомощник режиссёра – Ольга РосляковаДействующие лица и исполнители:Конферансье – Артём ВолобуевФранцузы:Жан – Артём БыстровЖанна – Софья РайзманДоминик – Ростислав ЛаврентьевДезире – Светлана Иванова-СергееваЖак – Михаил РахлинПьер – Иван ИвашкинНемцы:Ганс – Павел ВорожцовОтец – Игорь Золотовицкий, Евгений СытыйКовальски – Руслан БратовГюнтер – Юрий Кравец





Спектакль лишь формально про молодого учителя, приехавшего в деревню из столицы. По сути же он о милосердии и жесткости, приятии и отторжении, надежде и безнадеге, любви и ненависти, духовном росте и деградации, взаимосвязанности и разобщенности. Но прежде всего - о людях, счастливых и несчастных. Современные типажи показаны в гипертрофированных образах и сконцентрированы в рамках одной постановки. Местами всё это чересчур. У кого-то Деревня дураков вызовет чувство искреннего сострадания героям, у кого-то - надменную ухмылку. Но уж совершенно точно не оставит зрителя равнодушным. Работа души (и смех, и слезы) во время спектакля зрителям обеспечена. И заслуга в этом не только хорошего автора - Натальи Ключаревой, чья повесть Россия: общий вагон легла в основу постановки, и не только талантливого режиссера - Марины Брусникиной. Актеры играют так, что дух захватывает, по-настоящему. Дед Фима и бабка Фима в исполнении Евгения Киндинова и Нины Гуляевой вышли, если не сказать святыми, то уж точно тем камертоном, по которому сверяется всё, происходящее на сцене. За этой легкостью, простотой и добродушностью - тот оголенный нерв и высокое актерское мастерство (не побоюсь высокопарных слов), которые заставляют сопереживать. Наравне с героиней Евгении Добровольской, чья Любка - на разрыв, навзрыд и за гранью. Каллиграфично выписанные образы священника отца Константина (Артем Быстров), шофера Вовы (Игорь Хрипунов), семьи Гавриловых, а также Сары и Дитриха (эти противоположности сыграли Валерий Трошин и Ольга Воронина) - достойное обрамление картины мира, созданного Ключаревой. И многочисленным молодым актерам школы-студии МХАТ, не в обиду им будет сказано, очень повезло учиться профессии на таком благодатном материале, с таким замечательными партнерами по сцене.
И всё это на уютной камерной малой сцене МХТ. Замечательный спектакль!


Потрясающий спектакль! В нём есть всё, что нужно для зрителя: 1) великолепный сценарий, который даёт большую почву для размышлений во время и после спектакля; 2) замечательная работа режиссёра, который смог преобразить сцену до десятка разных мест и вовлечь зрителей в сам спектакль; 3) неподражаемая игра актёров.
После такого спектакля даже те, кто не любит театр, останутся довольны!


Неописуемый восторг!!! 3,5 часа как завороженный смотришь на великолепную постановку. Игра актеров на высоте!!! Всем советую - не пожалеете. Хочется попросить зрителей приходить с цветами на спектакль и не бежать как сумашедшие в гардероб после занавеса - поаплодируйте актерам, они ведь старались для вас!

Театральное представление «1914» прошло в МХТ им. Чехова 13 апреля 2017 года.

МХТ им. Чехова