Антигона (Башкирский театр драмы, Уфа) в Москве

Антигона (Башкирский театр драмы, Уфа) 22 марта

22 марта в Москве (Театр им. Пушкина) состоялось мероприятие «Антигона (Башкирский театр драмы, Уфа)».

Искать похожие события.

"Антигона" Бикчантаева сделана без страха наскучить зрителю. Холодная геометрия стеклянных стен дворца ни разу не будет нарушена. Он в лесах и промышленной пленке, этот дворец. Видать, правители сменялись слишком часто, и поэтому ремонт затянулся. Сцена-спор, сцена-поединок между Антигоной и Креоном длится полчаса и держит в неослабевающем напряжении. Это действительно филигранно выстроенная и исполненная сцена, от которой получаешь кайф, не чувствуя малейшего зазора между замыслом и актерским воплощением. Олег Ханов разыгрывает ее, как умелый шахматист. Его Креон – либеральничающий деспот, но не это в нем главное. Он действительно слуга закона и порядка, и поэтому не хозяин себе.
Креон "стучится" в героиню своей логикой. Но любая логика бессильна перед непоколебимостью маленькой беззаконницы. Главное в "танцующей" (и это не про пластику) Антигоне, наверное, дух произвола, "дух музыки", иррационализма, о котором говорил ницшевский Заратустра. Есть в ней и ребячливость, и уязвимость – нет только ходульного героизма. И этот момент слабости, когда Антигона узнает, что брат ее не был героем, актриса обозначает очень точно – мгновенным смятением, блеском глаз, вслед за чем возвращается на прежнюю позицию. Потому что героиня не утверждает те или иные ценности, она говорит "нет" целому миру. И отрицание ее тотально.

"Петербургский театральный журнал", блог

Сегодня эта, ставшая уже архаичной, драма Жана Ануя, переосмыслившего в ХХ веке античный миф, оформилась у режиссера Фарида Бикчантаева в размышление об интеллигенции. Его давно занимает трагическое место этого социального слоя в современном обществе. Режиссер и художник Альберт Нестеров поселил многословную интеллектуальную драму в гулкое и прозрачное пространство обветшавшей культуры. Некие абстрактные "Фивы" предстают в палевых тонах, в цвете запыленных камней. Здесь бесконечно рассказывают об ужасных событиях, которых мы так и не увидим. Так до конца мы будем ощущать на самом пороге стройных и пыльных классических чертогов зловонное дыхание человеческих зверств. А между тем жуткие подробности событий проговариваются людьми – один симпатичнее другого: умный, мягкий, интеллигентный Креон–Олег Ханов; античный "хор", воплощенный в одном типичном современном работнике умственного труда (Алмас Амиров), который забирается на верхний этаж декорации, как книгочей на лестницу в библиотеке, и спокойно оттуда вещает. А в центре Антигона–Анна Галинова – умная, храбрая девочка, смуглый зверек в хипстерской шапочке. Существо, первым ощутившее на себе деструкцию современного мира и не захотевшее к нему адаптироваться.

Наталия Каминская

Другие концерты в Театре им. Пушкина