Царская невеста

Концерт «Царская невеста»

Это прошедший концерт.

Николай Римский-КорсаковЦарская невестаОпера в четырех действиях 12+ Бремя страстей человеческихТри четверти века спустя после того, как Александр Сергеевич Пушкин дал знаменитый отпор «прозаикам» от стихосложения: «У вас ересь. Говорят, что в стихах — стихи не главное. Что же главное? проза?» (письмо брату Льву от 14 марта 1825 года), Николай Андреевич Римский-Корсаков прибег к аналогичным аргументам, защищая от критических нападок свою «Царскую невесту».В опере обнаружили возврат к старым формам. Законченные музыкальные номера и слишком очевидная мелодичность были расценены как отход от передовых позиций, занимаемых Могучей кучкой. Римский-Корсаков являлся членом этого объединения и разделял его «символ веры», но с оппонентами не согласился, высказавшись в том духе, что мелодекламация — не единственный путь достижения жизненной правды и пение в опере не может быть ни пережитком, ни недостатком. «Царская невеста» выделяется из ряда опер Римского-Корсакова. Вовсе неслучайно, словно пушкинская Татьяна, «она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Индивидуальность определялась замыслом: эпос и философия потеснились, уступив место исследованию страстей человеческих. В этой опере они накалены до предела.Два любовных треугольника, что уже немало, к тому же осложнены побочными линиями. Если все эти многоугольники «разъять», выстраивается следующая длинная цепь влюбленностей и притязаний: лекарь Бомелий вожделеет Любашу, Любаша любит Григория Грязного, Грязной пленяется Марфой Собакиной, Марфа готовится к свадьбе с Иваном Лыковым, а ее в свою очередь выбирает себе в невесты царь. Царь — фигура «бессловесная» (ни поет, ни «декламирует»), зато зовут его Иван Грозный (действие драмы в стихах Льва Мея, по которой написано либретто, разворачивается в страшные времена опричнины), что накладывает на все роковые страсти печать окончательной обреченности.«Царская невеста» на сцене БольшогоПремьера «Царской невесты» состоялась в 1899 году в Москве в частной опере Саввы Мамонтова. Публика «непередовую» оперу приняла на ура. И до сих пор «Царская невеста» принадлежит к числу самых любимых и часто исполняемых опер русского репертуара. А ее великолепные «законченные музыкальные номера» неизменно исполняются в концертах. В Большом театре она была впервые поставлена в 1916 году. В первом же спектакле на сцену вышли великая Марфа — Антонина Нежданова и великая Любаша — Надежда Обухова, тогда еще только начинающая солистка Большого. И в дальнейшем в этой опере блистали самые прославленные артисты. В 1955 году, на второй год своей службы в Большом театре постановку «Царской невесты» осуществил двадцатисемилетний Евгений Светланов. За десять лет до того положили на полку вторую серию фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный»: Сталина не устроил зловещий образ кровавого царя-диктатора. Но в 55-м Сталина уже не было и отчетливо ощущалось дыхание наступающей «оттепели». И что-то сродни тому, что воплотил на экране Эйзенштейн, благодаря дирижерской палочке Светланова зазвучало тогда в музыке Римского-Корсакова: история «ожила» и в самой болевой точке пересеклась с современностью. Тот спектакль в свою очередь вышел вон из ряда: по сложившейся изначально традиции Большой подчеркивал в этой опере историзм с помощью других выразительных средств. Реализм и историческое правдоподобие быта — таков был его неписаный лозунг. В следующий раз «Царская невеста» была поставлена в Большом в 1966 году. Третья постановка, в которой «заняты» поражающие своим великолепием исторически достоверные декорации Федора Федоровского — классический пример так называемого «большого стиля». В 2014 году свою режиссерскую версию «Царской невесты» предложила Юлия Певзнер.Либретто Николая Римского-Корсакова и Ильи Тюменева по одноименной драме Льва МеяМузыкальный руководитель и дирижер — Геннадий РождественскийРежиссер-постановщик — Юлия ПевзнерСценограф — Альона Пикалова по мотивам сценографии Федора Федоровского (1955 г.)Художник по костюмам — Елена ЗайцеваГлавный хормейстер — Валерий БорисовХудожник по свету — Дамир ИсмагиловХореограф — Екатерина МироноваПремьера состоялась 22 февраля 2014 г.Исполняется с двумя антрактами.Продолжительность — 3 часа 30 минут.





Все очень понравилось и спектакль и ,конечно,сам Большой! Очень порадовал звук,тем более в опере он очень важен! Еще очень понравились цены у вас на сайте! Планируем сходить и на другие постановки,например,на новую (малую) сцену. Спасибо!

Театральное представление «Царская невеста» прошло в Большом театре 2 декабря 2016 года.