Эрос. Минос

Концерт «Эрос. Минос»

Это прошедший концерт.

ВЕЧЕР СОВРЕМЕННОЙ ГОЛЛАНДСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ

Хореография: Аннабелль Лопез Очоа, Хуанхо Аркес (Нидерланды)
Музыка: Якоб Тер Фелдхёйс (Нидерланды), Альва Ното (Германия) и Рюити Сакамото (Япония)
Художник по свету: Стефан Дэйкман (Нидерланды)

Нидерланды – мировой центр не только современного танца, но и современного балета. Театр «Балет Москва» внимательно следит за тенденциями и приглашает к сотрудничеству самых ярких голландских хореографов. В прошлом сезоне результатом совместной работы стал спектакль современного танца «Оп-арт». В сезоне 2014-2015 московская публика увидит главную премьеру этого года – две совместных работы классической труппы театра в постановке хедлайнеров новой голландской хореографии Аннабель Лопез Очоа и Хуанхо Аркеса.

Оба хореографа начинали карьеру в качестве танцовщиков – Аннабель в Скапино Балет / Scapino Ballet (Роттердам), Хуанхо в Национальном балете Нидерландов / Het Nationale Ballet (Амстердам). Позже по приглашению Теда Брандсена, художественного руководителя Национального балета, они получили возможность поставить первые спектакли в качестве хореографов на сцене Het Nationale Ballet. Благодаря этим работам, Аннабель и Хуанхо стали заметными и популярными в Нидерландах, а спустя некоторое время – и в других странах.

Они сформировались как профессиональные танцовщики и хореографы именно в Нидерландах, и это хорошо видно в их творческом методе. Молодые, прогрессивные, неординарные, они четко понимают, каким танец может и должен быть в нашем быстро меняющемся мире.

Аннабель Лопез Очоа и Хуанхо Аркес – классики завтрашнего дня. Они стремительно взлетели на танцевальный олимп, и сегодня их работы можно увидеть в исполнении ведущих мировых танцевальных компаний. В том числе и в исполнении артистов театра «Балет Москва».

Для работы с «Балетом Москва» Аннабель и Хуанхо обратились к древнегреческим легендам и мифам. Древние греки ценили в человеке тренированное тело, гибкий ум, стремление к красоте. Свои взгляды – в том числе эстетические – греки формулировали в виде мифов. Дошедшие до сегодняшнего дня, древнегреческие мифы до сих пор дают точные ответы на вечные вопросы: что есть любовь? в чём смысл жизни? куда ведут дороги судьбы?

ЭРОС Redux

Диалог Платона «Пир» написан в 385-380 гг до н.э. Принадлежит к жанру застольных бесед, во время которых за чашей вина эллинские интеллектуалы часто обращались к философским, этическим и эстетическим темам. «Пир» представляет собой диалог, устроенный по случаю победы на состязаниях в афинском театре поэта-трагика Агафона, в беседе участвовали и комедиограф Аристофан, и философ Сократ, и политик Алкивиад и другие известные люди того времени. Главная тема платоновского «Пира» – рассуждения о благе и любви. Платон устами Аристофана рассказывает миф об андрогине («Речь Аристофана: Эрот как стремление человека к изначальной целостности»). Аристофан сочиняет миф о том, что первые люди были одновременно мужчинами и женщинами – андрогинами. Они имели по четыре руки и ноги, два глядевших в противоположные стороны лица. Обладая могущественной силой, андрогины имели великие замыслы и посягали на власть богов, они были им страшны и возмущали Зевса своим бесчинством. И тогда главный бог приказал Аполлону рассечь каждого из них на две половины – мужскую и женскую. «И вот, когда тела андрогинов были разделены, – говорит Аристофан, – каждая половина с вожделением устремилась к другой своей половине, они обнимались, сплетались, страстно желая срастись». Эти половинки были разбросаны богами по всему свету. Но воспоминание о прежней неразрывной связи породило в них стремление вечно искать друг друга для восстановления прежней полноты. А если разделенные половинки встречают друг друга, то их охватывает «удивительное чувство привязанности, близости и любви». И помогает им в этом Эрос – крылатый бог любви.

Таков миф, настроение и мотив которого пронизывают балет «Эрос Redux» в постановке хореографа Аннабель Лопез Очоа. Именно пронизывают, как пронизывает солнечный свет занавески на окнах, превращая комнату в таинственный грот. Сквозь молочно-белый занавес появляются фигуры – то разрезанные пополам черно-белым паттерном, то почти невидимые в телесных комбинезонах. Балет «Эрос Redux» – это сон о красоте, силе и гармонии. Это еще не любовь, но ее предчувствие. Это еще не любовь, но первый шаг ей навстречу.

МИНОС

Минос – древнегреческий царь Крита, на которого перенесены многие мифы и легенды, известные истории еще за два века до Троянской войны. Сын Зевса и Европы, брат Радаманфа и Сарпедона, отец Федры, Ариадны, Главка и других детей.

Миф о Тесее и Минотавре начинается с того, что Минос стал подозревать афинского царя Эгея в убийстве одного из своих сыновей и, чтобы отомстить, попросил Юпитера наслать на Афины чуму. Афиняне обратились за советом к оракулу, который сказал им, что эпидемия прекратится только в том случае, если они будут каждый год посылать на Крит на съедение Минотавру семь юношей и семь девушек. Минотавр в древнегреческой мифологии чудовище с телом человека и головой быка, рожденный Пасифаей (женой Миноса) от быка, посланного Посейдоном. Дабы скрыть свой позор, разъяренный критский царь спрятал Минотавра в подземном лабиринте, который был настолько сложным, что ни один вошедший туда человек не смог бы найти выход.

На съедение быку девушек и юношей из Афин увозил траурный корабль с черными парусами. Однажды греческий герой Тесей, сын Эгея, спросил у отца об этом корабле и, узнав страшную причину черных парусов, вознамерился убить Минотавра, упросив отца отпустить его вместо одного из юношей, предназначенного для скормления. На Крите, перед тем как попасть на обед к Минотавру, Тесей очаровал дочь Миноса Ариадну. Влюбившаяся девушка перед входом в лабиринт дала Тесею клубок ниток, которые он разматывал, когда продвигался все глубже и глубже в лабиринт. В страшном бою герой победил чудовище, вернулся по нити Ариадны к выходу и вывел оттуда всех обреченных. Ни коварство царя Миноса, ни могущество богов не могли помешать спасительной нити влюбленных.

На создание балета «Минос» хореографа Хуанхо Аркеса вдохновили символы, наполняющие миф. Вот возникает путеводная нить Ариадны – в костюмах, в как бы уходящих за горизонт движениях рук и ног. Четко очерченная световыми лампами площадка сцены – лабиринт, в котором танцовщики движутся навстречу друг другу. Синий, голубой, бирюзовый, коричневый цвета в женских костюмах – как волны Средиземного моря, набегающие на песчаный берег острова Крит. В балете «Минос» древнегреческая легенда наполняется ветром, запахом моря и оживает, подхваченная сильными руками танцовщиков.



Фото и видео




Нравится
Твитнуть
Поделиться
Класс!

Театральное представление «Эрос. Минос» прошло в ЗИЛе 27 января 2017 года.

ЗИЛ