Франсис Пуленк: Бестиарий. История слоненка Бабара

Концерт «Франсис Пуленк: Бестиарий. История слоненка Бабара»

Это прошедший концерт.

ВНИМАНИЕ! Срок бронирования билетов на все спектакли Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко составляет 30 минут!

Концертный зал имени Моцарта

Цикл концертных вечеров и выставка

Франсис Пуленк (1899 – 1963)

«Бестиарий»
Вокальный цикл на стихи Гийома Аполлинера

Ксения Дудникова (меццо-сопрано)
Юрий Фаворин (фортепиано)

«История слоненка Бабара»
Музыкальная сказка

Юрий Фаворин (фортепиано)
Алексей Размахов (режиссёр)
Дмитрий Горбас (художник)

***

Однажды французский художник Жан де Брюнофф услышал сказку, которую его жена Сесиль рассказывала, сочиняя на ходу, их маленьким сыновьям. И нарисовал её. Так в 1931 году родилась удивительная рисованная история о приключениях слонёнка Бабара.

Однажды маленькая племянница французского композитора Франсиса Пуленка положила книжку о Бабаре на пюпитр рояля и потребовала: «Сыграй это!» И он сыграл. Так в 1940 году родилась музыкальная версия приключений слонёнка для чтеца и фортепиано.

Бабар, пожалуй, самый известный слонёнок в мире. И, как любому ребёнку, ему придётся рано или поздно повзрослеть. Зрителя ждёт музыкальное повествование о невероятных приключениях маленького слона – побеге от охотников, жизни в большом городе и возвращении домой.

Музыкальные иллюстрации Пуленка обворожительны – «Колыбельная» и «Задумчивость» вошли в список лучших камерных произведений композитора. Только музыка получилась недетской – произведение, написанное в эпоху расцвета во Франции сюрреализма и дадаизма, просто не могло ограничить себя рамками детской сказки.

В Зале имени Моцарта «История Бабара» прозвучит в сочетании со значительно более ранним – написанным в 1919 году – циклом вокальных миниатюр «Бестиарий, или Кортеж Орфея», вдохновлённым изданием совсем другого рода – выпущенным в 1911 году сборником стихов Гийома Аполлинера с гравюрами Рауля Дюфи, авангардистской вариацией XX века на тему средневекового «Бестиария», содержавшего изображения зверей и их описание с аллегорическим истолкованием. Авангардизм не лишил стихи Аполлинера ясности и теплоты, а музыку Пуленка – нежности.

Самые разные книжные звери, маленькие и большие, странные, трогательные, соберутся на спектакле-концерте 5 ноября вокруг пианиста Юрия Фаворина, одного из самых интересных молодых российских музыкантов, вокруг восходящей звезды Музыкального театра Ксении Дудниковой (меццо-сопрано) и режиссёра Алексея Размахова. Исполняя роль Чтеца, режиссёр будет на глазах у зрителей складывать коллаж, выстраивая истории из подручных предметов, игрушек, фотографий. Из изображений, накладывающихся на звук, и звука, накладывающегося на изображения. Из всего, что остаётся от детских воспоминаний, первого знакомства с миром и первых столкновений с ним.

На афише изображён рисунок Жана де Брюноффа «Свадьба и коронация короля Бабара и королевы Селесты».

***

Проект «Концертный зал имени Моцарта» возрождает имя незаслуженно забытой концертной площадки, существовавшей в здании Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в 1920-30-х годах XX века, и направлен на исследование и творческое осмысление её деятельности в историческом и современном контексте.

Идея проекта возникла в результате просмотра редких материалов творческого архива Музыкального театра, среди которых было обнаружено более 40 афиш Концертного зала имени Моцарта, работавшего на Большой Дмитровке, в доме 17, наряду с труппами Оперного театра им. К.С. Станиславского и Музыкального театра им. Вл. И. Немировича-Данченко.

По афишам можно понять, насколько разнообразной была программа этого зала на 400 мест, находившегося в ведении Российской филармонии. Здесь исполнялись произведения всех жанров и эпох – от музыки трубадуров и миннезингеров XII и XIII вв. до новейших сочинений советских и западноевропейских композиторов. Современной музыке посвящалась почти половина концертов, в которых нередко в роли исполнителей участвовали сами создатели произведений.

Именно в Зале имени Моцарта состоялись мировые, российские и московские премьеры многих сочинений, ставших классическими – например, Первой фортепианной сонаты Дмитрия Шостаковича в исполнении автора. Здесь слушатели знакомились с новыми работами композиторов, входивших в Ассоциацию современной музыки и связанных с ней – Александра Мосолова, Николая Рославца, Леонида Половинкина, Владимира Дешевова и др. Здесь нередко звучала музыка композиторов французской «Шестёрки», итальянских и немецких неоклассиков. Одним из основных направлений работы Зала имени Моцарта были квартетные вечера – его постоянными гостями были Государственный квартет имени Страдивари и Квартет имени Глиэра. В зале выступали выдающиеся российские музыканты Генрих Нейгауз, Юрий Янкелевич, Ксения Эрдели и другие. Здесь же проходили «экстренные показательные концерты молодых дарований» – юных певцов и музыкантов.

Проект «Концертный зал имени Моцарта» задуман как серия концертов и выставка, посвящённая истории зала и судьбам людей, имена которых фигурируют на его афишах. Проект запланирован на сезон 2016/2017, поскольку хранящиеся в театре афиши относятся к концу 1926 года и первой половине 1927 года с января по май. То есть выставка будет посвящена тому, что ровно 90 лет назад происходило в стенах здания по адресу Б. Дмитровка, 17.

Ряд концертов продолжает линию квартетных вечеров, организовывавшихся Квартетом им. Страдивари и Квартетом им. Глиэра. Они задуманы как посвящение Моцарту, в честь которого был в 1920-х годах назван зал, и пронизывают весь концертный сезон. В течение двух сезонов будут исполнены все квартеты Моцарта, а также все его сочинения для камерного ансамбля. Фортепианные традиции Зала имени Моцарта найдут развитие в концертах второй половины сезона 2016-2017 годов.

Вторая линия связана с музыкой XX и XXI века, отечественной и зарубежной. Прозвучат как произведения композиторов 1920-х годов, лично выступавших в Зале имени Моцарта и фигурировавших в его программах, так и произведения наших современников, редко исполняемые вне фестивалей и специальных проектов, малоизвестные широкой публике. Идея в том, чтобы воссоздать атмосферу сопричастности, сиюминутному музыкальному творчеству, возникавшую в зале. Именно здесь публика регулярно встречалась с молодыми композиторами, находившимися в состоянии творческого поиска.

Третья линия – это театрализованные концерты с участием вокалистов и драматических актеров.

Цикл концертов «Концертный зал имени Моцарта» является совместным проектом Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко и «Открытой сцены» при поддержке Департамента культуры г. Москвы.

Все концерты цикла проходят в Музыкальной гостиной.



Фото и видео




Нравится
Твитнуть
Поделиться
Класс!

Детское мероприятие «Франсис Пуленк: Бестиарий. История слоненка Бабара» прошло в МАМТ им. Станиславского 5 ноября 2016 года.

МАМТ им. Станиславского