Гроза в Москве

Гроза 30 сентября

30 сентября в Москве (Театр Вахтангова) состоялось мероприятие «Гроза».

Искать похожие события.

Премьера спектакля состоялась 25 марта 2016 г. на Новой сцене Вахтанговского театра.

"Гроза" – вероятно, самая знаменитая драма А. Н. Островского. Многие по сей день считают ее одним из наиболее загадочных произведений мировой драматургии.

После ее выхода в свет в 1859 году, после первых премьер в Москве и Санкт-Петербурге "Гроза" сразу породила множество споров и противоположных суждений. Кто-то называл ее несерьезной балаганной поделкой, а кто-то – совершенным поэтическим творением. Кому-то казалось, что Островский выразил радикальный протест против устаревшего уклада жизни, а кто-то, наоборот, увидел в его драме апологию консервативного русского быта. Но все люди театра ясно ощутили в "Грозе" настроение глобальной катастрофы, которая призвана то ли разрушить мир, то ли его обновить.

Столь огромным оказалось влияние вроде бы простой, на современный взгляд, истории, происшедшей в некоем провинциальном городке Калинове на реке Волге. Главная героиня "Грозы" Катерина – молодая замужняя женщина – впервые испытывает сильную любовь к мужчине, который не является ее мужем. Это чувство превращается в роковое испытание для нее, ибо ни ее воспитание, ни общий уклад жизни не позволяют ей покинуть семью ради возлюбленного, который к тому же не готов принять ее…

С первых же постановок "Грозы" стало ясно, что роль Катерины относится к вершинам женского трагического репертуара. Первыми ее исполнительницами в 1859 году были Л. Никулина-Косицкая (Малый театр) и Ф. Снеткова (Александринский театр). Затем ее играли Г. Федотова, П. Стрепетова (ее выше всех ставил А. Н. Островский в конце жизни), М. Ермолова, М. Савина, В. Пашенная – ярчайшие звезды ушедшей эпохи. В XX веке – Е. Рощина-Инсарова в спектакле В. Мейерхольда 1916 года в Александринском театре; А. Коонен в спектакле А. Таирова 1924 года в Камерном театре; Л. Щербинина в спектакле Б. Бабочкина 1974 года в Малом театре; и другие знаменитые актрисы, составившие славу русского театра.

Из разговора с режиссером Уланбеком Баялиевым

Нам хотелось сочинить архаичный, поэтичный спектакль, понятный современным зрителям: про человека, про любовь, про боль. Сейчас очень не хватает глубокого, подробного разговора о человеке. Мир живет в страшной спешке, так что мы не успеваем самое главное: поговорить, рассказать, добраться до глубины в человеческих отношениях.

Мысли Островского очень объемны и современны. В городе Калинове каждый человек – сгусток боли. Эта боль – "тяжесть бытия", и у каждого она оправдана. В "Грозе", мне думается, нет "темного царства", нет противопоставления света и тьмы. Катерина не "светлее", не "лучше", чем все остальные. Просто она другая: она, как никто другой, ищет свободы, права на жизнь, права на любовь, пусть даже вопреки устоявшемуся порядку.

Все мы знаем, что в душе всегда есть мечты и желания; но есть и мир, с которым надо считаться. Недаром интернет в наши дни – главная среда общения: там можно быть не собой, надеть маску, менять личины, казаться лучше чем ты есть. В интернете ты можешь все регулировать сам, а можешь и скрыться насовсем, уйти в тихое, незаметное одиночество, которое очень похоже на спасение…

Но мир и окружающих людей отрегулировать невозможно; от мира нельзя спастись одиночеством, как в интернете. В мире, наоборот, надо искать человека. Так в "Грозе": там каждый герой ищет себе человека, каждый ищет общения. Таков, например, Кулигин – наверное, самый одинокий из героев Островского.

А может, таковы и Кабаниха с Диким? В учебниках литературы их называют главными злодеями "Грозы", повелителями "темного царства". А ведь между ними когда-то могла случиться первая, настоящая любовь… Может, Кабаниха отказалась от своей любви, чтобы выйти замуж за не любимого, но понятного и надежного? И не оттого ли ее дети не вспоминают отца, что он "сгорел" слишком рано и не оставил о себе памяти? Может, теперь Кабаниха узнаeт во влюбленной Катерине себя молодую и хочет уберечь своего сына Тихона от трагической судьбы нелюбимого мужа?

А. Н. Островский отдает частичку себя каждому из персонажей: он любит их всех, внимательно слушает их. Как будто ходит к ним в гости на чай в том самом халате, в котором его изобразил на портрете художник В. Перов.

Почему Катя так боится большой любви, которая грозит разрушить ее брак? Кто-то говорит, из-за религии; мне думается, из-за совести. Катя хочет, как и все мы, быть достойным человеком, порядочным, жить без вранья.

Кто-то должен взять на себя смелость проявить потаенное, истинное, сказать, совершить поступок, упасть и снова встать, чтобы мы могли жить. Такие люди, как Катя, становятся героями, идолами или изгоями – во всяком случае, на их долю выпадают бесконечные похвалы и осуждения, размышления, оценки, исследования…


Продолжительность спектакля 2 ч. 50 мин. с одним антрактом.

Другие концерты в Театре Вахтангова