Концерт «Ассоциация современной музыки»

Концерт «Концерт «Ассоциация современной музыки»»

Это прошедший концерт.

ВНИМАНИЕ! Срок бронирования билетов на все спектакли Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко составляет 30 минут!

Концертный зал имени Моцарта
Цикл концертных вечеров и выставка

Посвящается Ассоциации современной музыки (АСМ-1)

АСМ - аббревиатура, не первый раз встречающаяся в истории отечественной музыки. Так называлась уже существовавшая с 1924 по 1931 гг. композиторская организация, сплотившаяся под знаменем идеи новой музыки и вошедшая в общий культурный пласт «первого русского авангарда». В ней собрались наиболее заметные и передовые композиторы того времени: Николай Рославец, Александр Мосолов, Гавриил Попов, Дмитрий Шостакович и др. Творческие устремления композиторов АСМ были основаны на поисках нового музыкального языка, техники, мышления, а главной своей целью Ассоциация ставила - цитируем её манифест - «самое широкое ознакомление с новейшими музыкальными произведениями всех направлений, как СССР, так и иностранных».

В первые годы деятельность организация была чрезвычайно активной и плодотворной, напомним кое-что из истории: были осуществлены постановки опер Альбана Берга – «Воццек» (Ленинград, 1927) и Эрнста Кшенека «Джонни наигрывает» (Москва, 1929); премьеры симфоний Мясковского (6-й) и Шостаковича (2-й), концертов Мосолова (фортепианного) и Рославца (скрипичного), камерных ансамблей Животова («Фрагменты» для нонета) и Попова (Септет), фортепианных сонат Фейнберга, Дешевова, Половинкина; публикации партитур (Universal Edition, Вена) и концерты советских композиторов в Берлине, Париже, Лондоне; посещение Москвы крупнейшими композиторами Запада - Мийо, Берг, Онеггер, Хиндемит (1927-28); наконец, научные и проблемно-критические статьи Игоря Глебова (Бориса Асафьева), Леонида Сабанеева, Владимира Держановского о новом музыкальном искусстве в эксклюзивных АСМ'овских журналах «К новым берегам» (1923), «Музыкальная культура» (1924), «Современная музыка» (1924-29). Однако успехи АСМ не давали покоя «конкурирующей фирме» - рьяным поборникам пролетарской культуры, считавшим, что в новой советской музыке приоритетным и единственным должно быть массовое искусство, под которым разумелись песни и марши. Противостояние РАПМ'а и АСМ'а длилось недолго - угодное властям оболванивание народных масс, посредством идеологического примитива, подписало смертный приговор всему авангардному движению в Советской России, в том числе и музыкальному.

Рославца, сняв со всех работ без права восстановления, отправили в Узбекистан, поднимать местную национальную культуру (балет «Пахта» [Хлопок], симфония «Узбекистан Советский»), лидеру урбанизма, с «невыносимо какофоничной симфонической пьесой "Завод"», Мосолову пришлось упроститься до фольклорной музыки (в его каталоге числится 33 названия сочинений для русского народного хора), Попов переквалифицировался в лояльного советского кинокомпозитора (38 фильмов, в т.ч. «Чапаев», «Танкер Дербент», «Она защищает Родину», «Поэма о море»), Шостакович, после уникально-новаторского «Носа», сам ушёл в философическую эпику, правда, местами подпольно иносказательную.

Чтобы АСМ никогда более не возродилась, были приняты все возможные драконовы меры, отголоски которых прослушивались аж в 1948 году, на Первом Всесоюзном Съезде советских композиторов, где только что поставленный композиторский вождь продолжал изрыгать проклятья в адрес давно умерщвлённой АСМ:

"...знаменем АСМ с первого дня её возникновения были культ «чистого искусства», низкопоклонство перед западными буржуазными музыкантами... АСМ была центром агрессивного формализма, где были сформулированы основные его принципы. В ней господствовали нигилизм содержания и формы, отрицание традиций, культ технических новаций. АСМ'овцы стремились превратить советскую музыку в некую провинцию буржуазного модернизма, они поспешали вдогонку за очередной модой. Теория и практика АСМ надолго задержали нормальное развитие советского искусства...".

Из доклада Генерального секретаря Союза советских композиторов Т.Н. Хренникова от 19 апреля 1948 года. Стенографический отчет. Цит. по: Первый Всесоюзный Съезд советских композиторов. - М., "Известия", 1948.

Виктор Екимовский
АСМ: Ассоциация Современной Музыки
Фрагмент из книги «АвтомонографиЯ»


Вечер из произведений:

Николая Рославца (1881 —1944)
Александра Мосолова (1900 —1973)
Дмитрия Шостаковича (1906 — 1975)
Эдисона Денисова (1929 — 1996)
Александра Вустина (р. 1943)
Виктора Екимовского (р. 1947)
Георгия Дорохова (1984 — 2013)

Проект «Концертный зал имени Моцарта» возрождает имя незаслуженно забытой концертной площадки, существовавшей в здании Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в 1920-30-х годах XX века, и направлен на исследование и творческое осмысление её деятельности в историческом и современном контексте.

Идея проекта возникла в результате просмотра редких материалов творческого архива Музыкального театра, среди которых было обнаружено более 40 афиш Концертного зала имени Моцарта, работавшего на Большой Дмитровке, в доме 17, наряду с труппами Оперного театра им. К.С. Станиславского и Музыкального театра им. Вл. И. Немировича-Данченко.

По афишам можно понять, насколько разнообразной была программа этого зала на 400 мест, находившегося в ведении Российской филармонии. Здесь исполнялись произведения всех жанров и эпох – от музыки трубадуров и миннезингеров XII и XIII вв. до новейших сочинений советских и западноевропейских композиторов. Современной музыке посвящалась почти половина концертов, в которых нередко в роли исполнителей участвовали сами создатели произведений.

Именно в Зале имени Моцарта состоялись мировые, российские и московские премьеры многих сочинений, ставших классическими – например, Первой фортепианной сонаты Дмитрия Шостаковича в исполнении автора. Здесь слушатели знакомились с новыми работами композиторов, входивших в Ассоциацию современной музыки и связанных с ней – Александра Мосолова, Николая Рославца, Леонида Половинкина, Владимира Дешевова и др. Здесь нередко звучала музыка композиторов французской «Шестёрки», итальянских и немецких неоклассиков. Одним из основных направлений работы Зала имени Моцарта были квартетные вечера – его постоянными гостями были Государственный квартет имени Страдивари и Квартет имени Глиэра. В зале выступали выдающиеся российские музыканты Генрих Нейгауз, Юрий Янкелевич, Ксения Эрдели и другие. Здесь же проходили «экстренные показательные концерты молодых дарований» – юных певцов и музыкантов.

Проект «Концертный зал имени Моцарта» задуман как серия концертов и выставка, посвящённая истории зала и судьбам людей, имена которых фигурируют на его афишах. Проект запланирован на сезон 2016/2017, поскольку хранящиеся в театре афиши относятся к концу 1926 года и первой половине 1927 года с января по май. То есть выставка будет посвящена тому, что ровно 90 лет назад происходило в стенах здания по адресу Б. Дмитровка, 17.

Ряд концертов продолжает линию квартетных вечеров, организовывавшихся Квартетом им. Страдивари и Квартетом им. Глиэра. Они задуманы как посвящение Моцарту, в честь которого был в 1920-х годах назван зал, и пронизывают весь концертный сезон. В течение двух сезонов будут исполнены все квартеты Моцарта, а также все его сочинения для камерного ансамбля. Фортепианные традиции Зала имени Моцарта найдут развитие в концертах второй половины сезона 2016-2017 годов.

Вторая линия связана с музыкой XX и XXI века, отечественной и зарубежной. Прозвучат как произведения композиторов 1920-х годов, лично выступавших в Зале имени Моцарта и фигурировавших в его программах, так и произведения наших современников, редко исполняемые вне фестивалей и специальных проектов, малоизвестные широкой публике. Идея в том, чтобы воссоздать атмосферу сопричастности, сиюминутному музыкальному творчеству, возникавшую в зале. Именно здесь публика регулярно встречалась с молодыми композиторами, находившимися в состоянии творческого поиска.

Третья линия – это театрализованные концерты с участием вокалистов и драматических актеров.

Цикл концертов «Концертный зал имени Моцарта» является совместным проектом Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко и «Открытой сцены» при поддержке Департамента культуры г. Москвы.

Все концерты цикла проходят в Музыкальной гостиной.




Нравится
Твитнуть
Поделиться
Класс!

Театральное представление «Концерт «Ассоциация современной музыки»» прошло в МАМТ им. Станиславского 22 ноября 2016 года.

МАМТ им. Станиславского