Концерт органной музыки: Голоса Барокко

Концерт «Концерт органной музыки: Голоса Барокко»

Это прошедший концерт.

Мужчины, поющие высокими голосами, похожими на женские, всегда вызывали у слушателей неоднозначную реакцию. В частности, неправильное понимание природы контртеноровых голосов часто становится причиной возникновения различных мифов и домыслов: контртеноров называют «мужчинами, поющими женскими голосами» (хотя ни петь, ни разговаривать женским голосом мужчина не может по определению), путают их с певцами-кастратами, считают, что высокий голос обусловлен развитием мужского голосового аппарата по женскому типу, и так далее. Весьма распространено заблуждение, что контртенор — это некий уникальный, крайне редко встречающийся высокий мужской голос, своеобразная аномалия, «каприз природы», благодаря которому мужчина может петь в традиционно женской тесситуре.

Традиции фальцетного пения уходят своими корнями в глубокое прошлое. Известно, что в XVI веке, как раз перед началом расцвета в Италии культа певцов-кастратов, в знаменитой Сикстинской капелле пели так называемые испанские фальцетисты — взрослые певчие, исполнявшие альтовые и сопрановые партии. В XVII веке фальцетисты пели в Германии и в Англии; во Франции в это время был чрезвычайно популярен так называемый «от-контр» (haute-contré) — голос, который можно охарактеризовать как высокий тенор с фальцетным верхом. В XVIII веке английские контртеноры вместе с певцами-кастратами пели в ораториях Г.Ф.Генделя, а в XIX и XX веках фальцетистов можно было услышать в английских кафедральных хорах. Наконец, в середине XX века английский хорист-фальцетист Альфред Деллер (1912 — 1979) принял решение выступать сольно, возобновив тем самым традицию сольного фальцетного пения. Голоса фальцетистов, исполняющих в хоре альтовую партию, в Англии традиционно называют мужскими альтами (male alto), но Деллер по совету композитора Майкла Типетта использовал для обозначения своего голоса термин «контртенор» (countertenor). Примеру Деллера последовали многие другие певцы, что, в совокупности с постепенно растущим интересом публики к высоким мужским голосам и к музыке, написанной для них, привело к новому витку популярности фальцетного пения на рубеже XX — XXI вв.

В. А. Моцарт (1756-1791) – Дуэт «Sancta Maria» (все)
Дж. Бассани (1657-1615) – Кантата «Salve Regina» (бас + орган)
Дж. Перголези (1710-1736) – Кантата для альта и баса «Salve Regina» (все)
В. А. Моцарт (1756-1791) – Дуэт «Ave verum corpus natum» (все)
Н. Цингарелли (1752-1837) – Кантата «Salve Regina» (контратенор+ орган)
Ц. Франк (1822-1890) – Дуэт «Panis Angelicus» (все)
Ж. Лангле (1907-1991) – Дуэт «Regina coeli» (все)
Ц. Франк (1822-1890) – Дуэт «Ave Maria» (все)
Ш. Гуно (1818-1893) – Дуэт «Regina coeli» (все)

Лауреаты Международных конкурсов:
Рустам Яваев (контратенор)
Илья Ушуллу (бас)
Игорь Гольденберг (орган)

Концерт «Концерт органной музыки: Голоса Барокко» прошёл в Церковь Св. Андрея 17 ноября 2017 года.

Церковь Св. Андрея