Летучий голландец

Концерт «Летучий голландец»

Это прошедший концерт.

Возрастная категория 12+
К 200-летию со дня рождения композитора
Вагнер возвращается в Екатеринбург
К открытию нового театрального сезона Екатеринбургский театр оперы и балета подготовил великолепный подарок для своих поклонников – постановку оперы «Летучий голландец» Рихарда Вагнера. Произведения немецкого композитора на сцене театра последний раз были показаны в 1937 году, а «Летучий голландец» в репертуар Екатеринбургской Оперы вошел впервые. Столь знаковую постановку, посвященную 200-летию Вагнера, осуществили маэстро Михаэль Гюттлер (Германия), режиссер Пол Каррен и художник Гэри Макканн (Великобритания), а также главный приглашенный хормейстер Эльвира Гайфуллина. Световую партитуру спектакля создал Евгений Виноградов.
«Летучий голландец» стал первым в списке реформаторских сочинений композитора. Об этом говорит наличие лейтмотивной системы, стремление к созданию больших драматических сцен. Опера после премьеры, которая состоялась 2 января 1843 года в Дрездене под управлением Вагнера, была признана не сразу, однако постепенно завоевала прочный успех во всем мире.
Михаэль Гюттлер, дирижер­-постановщик:
Пол Каррен, режиссер­-постановщик:
Гэри Макканн, художник­-постановщик:
История постановок опер Р. Вагнера в Екатеринбурге (в хронологическом порядке)
«Тангейзер»
«Лоэнгрин»
«Валькирия»
«Лоэнгрин»

Дирижер-постановщик – Михаэль Гюттлер

Режиссер-постановщик – Пол Каррен

Художник-постановщик – Гэри Макканн

Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств России и Башкортостана,

народная артистка Башкортостана Эльвира Гайфуллина

Художник по свету – Евгений Виноградов

Премьера состоялась 21 сентября 2013 года

Продолжительность спектакля 2 часа 40 минут

Количество антрактов: 1

Исполняется с одним антрактом на немецком языке

Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском языке

С екатеринбургской труппой мы очень долго и тщательно готовились к премьере «Летучего голландца», в этом мне помог опыт работы над постановками Вагнера в Мариинском театре в Санкт­Петербурге. Теперь я вижу, что результат и здесь получился достойный. Вагнера у вас могут создавать – и театр, и хор, и певцы. Я счастлив, что русские музыканты способны понять и прочувствовать эту великую музыку.

Вагнер для меня очень многое значит. И даже не потому, что я имею отношение к германской культуре, и сам родился в Дрездене, откуда родом этот композитор. Опера Вагнера – это волны, ветер, ураган, это музыка стихии. И даже если этой стихии не будет видно на сцене, ее будет слышно. Я разделяю идею сценографии в режиссуре Каррена. В «Летучем голландце», который мы ставили в Мариинском театре, декорации классические – на сцене ясно угадываются корабль, волны – это тоже красиво. Но и современный язык театра мне понятен. Тем более, главное в опере – музыка.

В Екатеринбург меня пригласил Михаэль Гюттлер, человек огромного таланта. У меня есть большой интерес к этой работе, учитывая два важных обстоятельства: юбилей Вагнера, который мир отмечает в этом году, и то, что это первая постановка «Летучего голландца» в истории екатеринбургского театра.

Думаю, наш спектакль получится не совсем обычным. Опера Вагнера, написанная им в XIX веке, до сих пор современна. И сегодня требуется поставить ее так, чтобы она прозвучала актуально. При этом нельзя точно сказать, в каком году происходит действие, ведь каждая эпоха имеет связи и с будущем, и с прошлым. «Летучий голландец» – это история о любви, свободе и долге. А еще о том, что если ты идешь против толпы, то нужно быть очень сильным.

Своей оперой Вагнер дал массу новых идей композиторам, которые шли за ним следом. «Летучий голландец» задал новый образец – и все с этого момента начали писать иначе. Так был открыт новый путь в музыке.

Самый большой секрет «Летучего голландца» в том, что это хорошая опера. Для того чтобы рассказать эту историю, мне не требовалось использования каких­-то особенных визуальных средств. С моей точки зрения, художественная идея спектакля должна, в первую очередь, представить содержание оперы, правильно донести его до зрителя. Ничего шокирующего не будет. В опере драматический сюжет и невероятно экспрессивная музыка. При этом спектакль довольно короткий. Одним словом, сплошные плюсы для публики.

Мы стремились к тому, чтобы сценография создала определенную атмосферу для восприятия. На сцене – два крупных объекта, которые работают как трансформеры – их можно разворачивать в разные стороны, на их основе можно построить несколько различных конфигураций. Там есть большие ворота и маленькие дверцы, очень высокие лестницы. Актеры могут быть как внутри, так и снаружи объектов. Все это выглядит достаточно мистично.

В Екатеринбурге впервые поставлена 23.01.1895 г. в Городском театре силами Екатеринбургского музыкального кружка с участием П.Ф.Давыдова (Тангейзер), И.М.Симонова (Вольфрам), А.И.Доленго-Грабовской (Елизавета). Дирижер Л.И.Винярский.

На сцене Свердловского театра оперы и балета впервые поставлена 26.12.1912 г. Дирижер С.П.Барбини. Режиссер Д.А.Дума. Художник И.Г.Белкин. Балетмейстер Э.Ф.Галецкий. Тангейзер – А.Г.Борисенко, А.Н.Алтайский-Ященко. Герман – А.Я.Порубиновский. Вольфрам – А.Н.Ульянов. Вальтер – А.Н.Лохов Битерольф – Б.А.Гагаенко. Генрих – Н.Н.Беляев. Рейнмар – Н.Г.Зубарев. Елизавета – О.А.Шульгина. Венера – Э.Ф.Боброва. Пастух – З.Д.Павлова. В этой постановке за 1 сезон опера прошла на сцене театра 3 раза.

03.03.1923 г. в бенефис оркестра (опера была поставлена с купюрами). Дирижер А.Э.Маргулян. Режиссеры А.Э.Маргулян и В.К.Муравьёв. Художники А.В.Куклин и Ф.Ф.Хомяков. Балетмейстер К.Л.Залевский. Герман – Е.В.Холшевников. Тангейзер – М.И.Бойко. Вольфрам – А.Н.Ульянов. Вальтер – Л.А.Ольшевский. Битерольф – А.В.Куликовский. Генрих – С.Р.Колбин. Рейнмар – С.И.Страхов. Елизавета – Ф.Е.Деранкова. Венера – Е.М.Гофман. Пастух – А.Г.Томсон. В этой постановке за 1 сезон опера прошла на сцене театра 2 раза.

23.03.1925 г. Дирижер А.М.Пазовский. Режиссер А.Я.Альтшуллер. Художник М.Н.Плачек. Балетмейстер П.К.Иоркин. Герман – М.И.Донец. Тангейзер – Ю.С.Кипоренко-Даманский. Вольфрам – В.Г.Будневич. Вальтер – И.С.Козловский. Битерольф – С.И.Ильин. Генрих – С.М.Капара. Рейнмар – Д.П.Раев. Елизавета – П.Л.Карпова. Венера – Е.Н.Копьева, А.И.Жуковская. Пастух – Е.Д.Синицына. В этой постановке за 1 сезон опера прошла на сцене театра 4 раза.

13.12.1925 г. Дирижер В.В.Бердяев. Режиссер А.И.Улуханов. Художник А.В.Дубровин. Король – И.И.Березнеговский, Д.П.Раев. Лоэнгрин – Д.С.Аграновский, И.С.Козловский. Эльза – М.В.Баратова, О.М.Окунева. Тельрамунд – К.Л.Книжников, В.Г.Ухов. Ортруда – Е.С.Сливинская, А.А.Зелинская, Ф.С.Мухтарова. Глашатай – В.П.Раев, Е.И.Кончевский. Пажи – Борскова, В.Бунак, З.Н.Михайлова, Рудометова. В этой постановке за 3 сезона (1925 - 1926, 1927 - 1928 и 1929 - 1930 г.) опера прошла на сцене театра 24 раза.

27.02.1927 г. Дирижер Л.П.Штейнберг. Режиссер Н.Н.Боголюбов. Художник Ф.Ф.Федоровский. Зигмунд – Д.С.Аграновский. Хундинг – Я.Н.Лубенцов. Вотан – Г.С.Пирогов, К.Л.Книжников. Зиглинда – П.З.Немченко. Фрика – А.Д.Маршалова. Брунгильда – Е.С.Сливинская. Герхильда – А.И.Макурова. Ортлинда – И.А.Долганова. Хельмвига – О.А.Соколова. Вальтраута – Т.В.Калиновская. Росвейса – В.Бунак. Гримгерда – Е.Н.Знаменская. Швертлейта – Яковлева. Зигруна – Е.М.Брандт. В этой постановке за 1 сезон опера прошла на сцене театра 4 раза.

14.01.1934 г. Дирижер А.А.Людмилин. Режиссер В.А.Лосский. Художник К.И.Иоанов. Король – Г.В.Серебровский, А.П.Месняев. Лоэнгрин – Н.Н.Белугин, Д.С.Аграновский, Н.Н.Середа. Эльза – Н.И.Киселевская, Д.Т.Спришевская, В.И.Казанская. Тельрамунд – И.М.Горелов, А.А.Иванов. Ортруда – А.И.Жуковская, Л.Ф.Никитина, Н.Н.Платонова. Глашатай – Н.Ф.Шенц, М.И.Романов. В этой постановке за 3 сезона (1933 - 1935, 1936 - 1937 г.) опера прошла на сцене театра 34 раза.

В опере «Лоэнгрин» на гастролях выступали также Л.В.Собинов (Лоэнгрин) и В.В.Барсова (Эльза).





Нравится
Твитнуть
Поделиться
Класс!

Театральное представление «Летучий голландец» прошло в Театр Оперы и Балета 27 мая 2017 года.