Мастер и Маргарита

Концерт «Мастер и Маргарита»

Это прошедший концерт.

Михаил Булгаков

Вольная композиция Юрия Любимова и Владимира Дьячина

Режиссёр – Юрий Любимов
Композитор – Эдисон Денисов

Посмертная судьба Булгакова подтвердила его афоризм-предсказание «рукописи не горят». Через 26 лет после того как он, измученный своим творческим взлётом, писал жене «я погребён под этим романом…» и «свой суд над этой вещью я уже совершил, а буду ли я знать суд читателей, никому не известно», роман «Мастер и Маргарита», хотя и в урезанном виде, был опубликован в стране победившего атеизма. Во многих головах он произвел переворот, потряс души и умы открытием иного понимания природы добра и зла, свободы и несвободы, правды и неправды, жизни тела и жизни духа. Не говоря уже о тех, кто только и именно через Булгакова открыл для себя библейскую историю. Сегодня, уже в стране, «давно и сознательно» победившей атеизм, опыт, озарения, чувства Булгакова, пожалуй, ещё более необходимы.

Обретался этот опыт в мужественном преодолении испытаний, выпавших на долю писателя, в том числе и последнего, смертного страдания. «Дописать раньше, чем умереть» – приказал он сам себе на рукописи. Он уходил со своим романом в вечность, диктуя жене из последних сил, из слепоты, уже из агонии своей болезни.

Истерзанный слежкой, обысками, затравленный, – жить здесь нельзя – вот, что чувствовал и высказал в своем романе Булгаков, – здесь можно только умереть. Как его Мастер: «Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землёй, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, её болотца и реки, он отдаётся с лёгким сердцем в руки смерти…».

Постановка «Мастера и Маргариты» Юрием Любимовым в Театре на Таганке стала первым в мире сценическим прочтением великого романа Михаила Булгакова, и остаётся пока единственным эталонным. Не секрет, что это произведение небезопасное, работу с ним непременно сопровождает мистика. Но здесь силы были, безусловно, благосклонны к создателям спектакля, руку режиссёра словно вела высшая рука. На сцене абсолютно органичный синтез всех пластов романа, каждый из которых отдельно не может быть понят. Здесь и вольный писательский дух, и сюжетная канва, и отсылки к историческим и евангельским текстам, и блистательный комизм, приметы быта, нравов, предпочтений. И самое серьёзное и главное в романе, сильнейшая мистическая составляющая – особый ключ, убеждающий, что Иешуа существовал.

Спектакль начинается с пролога, перед зрителем стремительно предстают все персонажи и сюжетные линии. В эпилоге появится главный герой – автор романа. Основные направления сюжета — казнь Христа и трагическая судьба Мастера, воссоздавшего её в романе. Сам спектакль разворачивается в соответствии с сюжетом, мистические страницы прощания и перехода в вечность и есть точка, в которой сходятся судьба героев и все временные, пространственные, игровые пласты.

В «Мастере и Маргарите» на сцене всё время два мира – духовный и бытовой или высший мир света и действительный – мир Пилата Понтийского. Их и разграничивает, и объединяет, играющий занавес. Четыре раза на сцену явственно, зримо выходят рок, судьба – силы, разделяющие героев, и заставляющие их переживать это разделение, а зрителей испытывать катарсис. Это знаменитые сцены: «Пилат – Иешуа», прорезанные занавесом, сцена казни и плача по Христу, сцена бала призраков и финальная, когда вокруг огня, как жертвенника, возникают портреты Михаила Булгакова. Сцена с портретами Булгакова и жертвенный огонь – низкий поклон поколений автору, пережившему духовное озарение и вынесшему из него свой великий роман.

Готовили спектакль внепланово, без средств, денег на постановку не было, и его сценографию собирали из лучшего, что было тогда накоплено в театре. Занавес взяли из «Гамлета», из «Гамлета» же – деревянный крест, золоченую раму Пилата – из «Тартюфа», кубики – из «Послушайте!», трибуну – из «Живого», плаху – из «Пугачёва, из «Часа пик» – маятник. Играющий занавес – гениальное решение Давида Боровского для спектакля «Гамлет», занавес, рассекающий реальный и потусторонний миры, и маятник – время – основы сценического решения.

Действующие лица и исполнители:

Мастер
Дальвин Щербаков
Дмитрий Высоцкий

Маргарита
Алла Смирдан
Анастасия Колпикова
Мария Матвеева

Иешуа
Александр Трофимов
Филипп Котов

Левий Матвей
Никита Лучихин

Каифа
Эрвин Гааз
Роман Стабуров

Иуда
Александр Марголин

Низа
Анна Николаевская
Юлия Стожарова

Понтий Пилат
Иван Рыжиков

Афраний
Игорь Пехович
Виктор Шуляковский

Крысобой
Сергей Трифонов

1-й убийца
Александр Фурсенко (мл)

2-й убийца
Сергей Цимбаленко
Теймураз Глонти

Дисмас
Сергей Цимбаленко
Теймураз Глонти

Гестас
Александр Марголин

Вар-равван

Александр Фурсенко (мл)

Воланд
Михаил Лукин

Коровьев
Тимур Бадалбейли

Азазелло
Сергей Трифонов

Бегемот
Роман Стабуров
Александр Лырчиков

Гелла
Марфа Кольцова
Юлия Стожарова

Берлиоз
Эрвин Гааз
Сергей Ушаков

Бездомный
Дмитрий Муляр
Константин Любимов

Рюхин
Игорь Пехович

Амвросий
Александр Марголин

Арчибальд Арчибальдович
Эрвин Гааз
Сергей Ушаков

Швейцар
Сергей Ушаков
Александр Фурсенко (мл)

1-ый литератор
Сергей Ушаков

2-ой литератор
Александр Фурсенко (мл)

3-ий литератор (Латунский)
Роман Стабуров
Александр Марголин
Михаил Лукин

Караулина
Татьяна Сидоренко

Лиходеев
Юрий Смирнов

Варенуха
Виктор Шуляковский

Римский
Сергей Ушаков
Александр Фурсенко (мл)

Бенгальский
Игорь Пехович

Соков
Сергей Цимбаленко
Теймураз Глонти

Автор
Виктор Семёнов
Алексей Граббе

Наташка
Марина Антонова
Александра Басова
Анастасия Захарова

Никанор Иванович Босой
Игорь Пехович

Поплавский, дедя Берлиоза
Анатолий Васильев
Роман Стабуров

Аннушка
Маргарита Радциг
Екатерина Рябушинская
Ольга Шатрова

Семплеяров
Эрвин Гааз
Сергей Ушаков

Супруга Семплеярова
Татьяна Сидоренко

Молодая женщина, актриса, подруга дома
Маргарита Радциг
Екатерина Рябушинская
Ольга Шатрова
Полина Нечитайло

Парчевский
Сергей Ушаков
Александр Фурсенко (мл)

Человек в зале
Михаил Лукин
Александр Марголин

Брюнетка
Маргарита Радциг
Екатерина Рябушинская
Ольга Шатрова

Доктор
Тимур Бадалбейли

Медсестра
Маргарита Радциг
Екатерина Рябушинская
Ольга Шатрова

Буфетчица
Полина Нечитайло
Анастасия Захарова

Вагоновожатая
Маргарита Радциг
Галина Володина
Ольга Шатрова
Екатерина Рябушинская

Сотрудники городского зрелищного филиала
Мария Акименкова
Марина Антонова
Александра Басова
Екатерина Варкова
Галина Володина
Елизавета Высоцкая
Анастасия Захарова
Марфа Кольцова
Филипп Котов
Александр Марголин
Полина Нечитайло
Анна Николаевская
Елена Посоюзных
Маргарита Радциг
Юлия Стожарова
Сергей Ушаков
Ольга Шатрова

Дирижер (Иоганн Штраус)
Александр Марголин

Господин Жак
Сергей Ушаков

Супруга господина Жака
Галина Володина

Граф Роберт
Филипп Котов

Г-жа Тофана
Маргарита Радциг
Екатерина Рябушинская
Ольга Шатрова

Фрида
Анастасия Захарова
Александра Басова

Г-жа Минкина
Анна Николаевская
Марфа Кольцова

Алхимик
Александр Марголин
Теймураз Глонти
Сергей Цимбаленко

Молодой человек
Александр Фурсенко (мл)

Московская портниха
Екатерина Варкова

Оркестр
Анна Николаевская
Никита Лучихин

Премьера состоялась 6 апреля 1977 г.



Фото и видео




Нравится
Твитнуть
Поделиться
Класс!

Театральное представление «Мастер и Маргарита» прошло в Театр на Таганке 25 октября 2016 года.

Театр на Таганке