Минетти

Концерт «Минетти»

Это прошедший концерт.

ВНИМАНИЕ! Срок бронирования билетов на все спектакли театра им. Вахтангова составляет 30 минут!

Томас Бернхард

Режиссёр-постановщик - Римас Туминас
Ассистент режиссёра - Анатолий Дзиваев
Сценограф - Адомас Яцовскис
Художник по костюмам - Котрина Дауётайте
Музыка - Фаустас Латенас
Хореограф - Анжелика Холина
Mузыкальный руководитель - Татьяна Агаева
Художник по свету - Нарек Туманян
Художник-гримёр - Ольга Калявина
Звукорежиссёр - Андрей Мирный
Помощник режиссёра - Наталья Меньшикова

Кто он, этот господин, появившийся в предновогоднюю заснеженную ночь в холле маленькой гостиницы города под названием Остенд? Он актёр и сам расскажет о себе, а мы станем пленниками его истории, судьбы, мистификации, игры воображения, мечты о роли Короля Лира, надсадной откровенности и подспудных тайн, о которых можно догадываться, так и не узнав, где граница между вымыслом и реальностью.

Бернхард

Томас Бернхард (1931-1989) – автор пьесы «Минетти» (1976) не очень известен в России. Да и за рубежом его имя не так уж часто появляется на афишах театров.

Бернхард – незаконнорожденный австриец, появившийся на свет в Голландии, куда спешно уехала его мать, дабы скрыть свой грех. Автор «Минетти» – фигура сложная, противоречивая, как и всё его творчество, в котором мистика и абсурд переплетены настолько тесно, что границы реальности постоянно теряются в вымысле.

Он называл своё творчество «искусством преувеличений». Для него театр – не просто сцена, а пространство, на котором происходят события, разыгрывается драма судеб или судьбы. Мир героя – это театр во всех его проявлениях: героический, буффонный, величественный, площадной. Театр живёт в его воображении, он превращает реальность в лицедейство, и поводом для этого могут послужить простые бытовые детали или случайные персонажи.

Герои Бернхарда живут в противоречии с миром. Часто конфликт в пьесе вырастает из ощущения глубокого разлада между взглядом на мир автора и тем, как видят его окружающие.

Большинство пьес Бернхарда содержит в своей основе монолог героя, прерываемый разве что несколькими проходными репликами. Зрителям необходимо понять второй план повествования, в котором скрывается тоска героя по гармонии – мечта, которая никогда не сбудется. Как не сбылась мечта его героя сыграть Короля Лира.

Энсор

Главный герой этой пьесы много раз повторяет, как заклинание, имя художника Энсора – создателя маски Короля Лира. Маска была сделана по его просьбе и хранится, как самое дорогое сокровище, в его старом чемодане. Энсор – историческая личность, и, как это часто бывает у Томаса Бернхарда, его имя связано с действием пьесы многими невидимыми нитями.

Джеймс Энсор (1860-1949) – известный в Европе бельгийский художник, уроженец и житель Остенда – того самого приморского городка, в который прибыл старый Минетти. Он прожил всю жизнь в провинциальном Остенде, где по наследству от родителей ему досталась небольшая лавочка сувениров и антиквариата, полная самых невероятных вещей со всех концов мира, собранных безо всякой системы и принципа. Несмотря на свой упрямый провинциализм, к старости Энсор снискал большие почести и награды (титул барона, Орден Почётного легиона) и стал одним из самых уважаемых и известных в мире бельгийцев.

Энсор немного похож на главного героя пьесы «Минетти» тем, что, достигнув к концу XIX в. европейской славы, будучи в самом расцвете сил, он вдруг стал рисовать много меньше, не побоявшись уйти в безвестность, и почти четверть века не имел крупных выставок.

Маски и скелеты – постоянно повторяющиеся предметы на картинах Энсора. Его излюбленный сюжет – карнавал, в котором участвуют люди и маски: весёлые и жуткие, человеческие и звериные, – где улыбка соседствует с оскалом черепа. Близость жизни и смерти, человека и зверя, праздника и страдания, повседневного быта и потусторонней мистики – любимые темы Энсора. Для воплощения этих тем он почти всегда избирал приёмы гротеска. Кто-то резонно отмечал сходство его картин со средневековыми миниатюрами на темы «танца смерти», полотнами Босха и других мастеров позднего Возрождения; иные же утверждали, что именно Энсор стал первым провозвестником экспрессионизма в живописи.

Минетти

Минетти – еще одна историческая личность, введённая автором в спектакль к полному недоумению современников.

Бернхард Минетти (1905-1998) – один из самых знаменитых театральных актеров Германии, актёр-долгожитель, продолжавший играть на сцене тогда, когда ему было уже за 90 лет и он с трудом передвигался.

Томас Бернхард, собственно, и создал свою пьесу для исторического Бернхарда Минетти. В 1976 году Минетти, когда ему исполнился 71 год, презрев все несчастливые приметы, сыграл на сцене смерть старого актера, наречённого его же именем собственным. Премьера спектакля «Минетти» состоялась в Штутгарте (Вюртембергский государственный театр), и после премьеры, вопреки самым печальным пророчествам, которых много тогда ходило в театральной среде Германии, актёр прожил еще 22 года.

Тем интереснее отметить «поправки» к судьбе Минетти-персонажа, внесённые в вымышленный сюжет реальной жизнью артиста, и невольные пророчества, прозвучавшие в пьесе.

Следующей ролью настоящего Минетти стал Просперо из «Бури» Шекспира (Театр Шиллера, Берлин, 1977), которого Минетти-персонаж очень хотел сыграть после Лира и для которого «Энсор» тоже должен был сделать маску, но так и не сделал. Главным же в пьесе, неожиданно для всех, оказалось пророчество о Лире: действительно, последней большой ролью 80-летнего Бернхарда Минетти в театре стал именно Король Лир в трагедии Шекспира (Театр Шаубюне, Берлин, премьера в 1984 году).

Так игра воображения и реальности, положенная в основу пьесы Бернхарда, покинула пределы сцены и без спроса вошла в жизнь артиста.

Действующие лица и исполнители:

Минетти

Владимир Симонов

Дама

Людмила Максакова

Супружеская пара

Агнесса Петерсон
Алексей Кузнецов

Девушка

Полина Кузьминская

Влюбленный клоун

Максим Севриновский

Портье

Виталийс Семеновс

Сотрудники отеля

Юрий Поляк
Лада Чуровская
Максим Мальцев

Музыканты отеля

Мария Волкова
Яна Соболевская

Гости отеля – Маски

Ольга Боровская
Лилия Гайсина
Алексей Гиммельрейх
Ася Домская
Анастасия Лукьянова
Екатерина Нестерова
Оксана Суркова
Эльдар Трамов
Павел Юдин
Василий Цыганцов

В спектакле звучат фрагменты из произведений Уильяма Шекспира, Эдмона Ростана, Осипа Мандельштама.

Премьера спектакля - 3 октября 2015 года - приурочена к открытию Новой сцены Театра имени Евгения Вахтангова.

Продолжительность: 1 час 40 минут без антракта

ВНИМАНИЕ! Срок бронирования билетов на все спектакли театра им. Вахтангова составляет 30 минут!

"МОЛОДЫЕ - МОЛОДЫМ!"

Спектакль Первой студии Театра имени Евгения Вахтангова.

Премьера спектакля состоялась 15 марта 2014 года.

Героиня этой истории не вымышленный персонаж, а реальная женщина, в свое время вызывавшая зависть и восторг современников. Ее имя Зельда, Зельда Сейр, Зельда Фицджеральд. Дочь уважаемого судьи, наследница крупного состояния, экстравагантная, неординарная и презирающая обывательские законы, она была женой и музой знаменитого американского писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, мировую известность которому принесли такие шедевры, как «По ту сторону рая», «Великий Гэтсби», «Ночь нежна», «Последний магнат». Обладая отличными литературными способностями, Зельда и сама много писала и печаталась в популярных журналах того времени. Но ее талант так и остался не до конца раскрытым.

Американский драматург Вильям Льюс написал пьесу о трагической, страшной и, одновременно, прекрасной судьбе женщины, чья страсть и чей дар, чья жертвенность и чье безрассудство, чья судьба, наконец, послужили материалом для создания лучших романов Фицджеральда. Действие спектакля разворачивается в клинике, где проходит лечение Зельда Фицджеральд. Диагноз – «шизофрения». Но Зельда не типичная сумасшедшая. Она просто пытается разобраться в самой себе, в отношениях с тем, кого любила больше жизни, и понять, почему самая прекрасная и романтическая история любви закончилась так трагически?

Вместе они прожили блистательную, яркую, насыщенную страстями и пороками жизнь. Их называли Королем и Королевой двадцатых годов, что вошли в мировую историю как «эпоха джаза». И Зельда Фицджеральд до последних своих дней была благодарна судьбе за то, что с ней рядом был гениальный мужчина, которого она обожала и, одновременно, в глубине души ненавидела, потому что ее Свет был слабее его Тени, в которой она прожила всю свою жизнь…

Продолжительность спектакля 1 час 10 минут без антракта.




Нравится
Твитнуть
Поделиться
Класс!

Театральное представление «Минетти» прошло в Театре Вахтангова 9 октября 2016 года.

Театр Вахтангова