Опера-променад «Пиковая дама» в Москве

Опера-променад «Пиковая дама» 13 июля

13 июля в Москве (Troyka Multispace) состоялось мероприятие «Опера-променад «Пиковая дама»».

Искать похожие события.

1 октября 2017 года в Москве состоится мировая премьера оперы-променад «Пиковая дама». Классическая опера впервые предстанет в иммерсивном формате — зрители
полностью погрузятся в драматическое действие бессмертных произведений Александра Пушкина и Петра Чайковского.

Старинную усадьбу Гончаровых-Филипповых наполнит живая музыка в исполнении солистов ведущих московских театров, хора и оркестра из 30 музыкантов. Зрителей во время таинственного путешествия будут сопровождать танцоры балета и актеры, а гидом в мир азарта, страстей и неумолимой судьбы станет Александр Пушкин.

Творческая команда Altrulion во главе с режиссерами Александром Легчаковым и Асей Чащинской, хореографом Олегом Глушковым, дирижером Андреем Рейном, сценографом Полиной Бахтиной, композитором Николой Мельниковым, продюсерами Алексеем Лысовым, Андреем Исповедниковым и Владом Давыдовым работала над постановкой два года.
«Премьера нашей «Пиковой дамы» состоится в мировой оперной столице — Москве, это огромная честь для нас. Опера — сложный синтетический жанр, соединяющий музыку, литературу, танец, живопись и театр, — рассказывает режиссер спектакля Александр Легчаков. — В нашей постановке на авансцену выйдет зритель и окажется на расстоянии вытянутой руки от героев».

ОПЕРА

Opera переводится с итальянского как «дела, труды». Жанр появился в период Позднего Возрождения и развивается на протяжении 400 лет. Менялись языки (на помощь итальянскому пришли немецкий, французский, английский и русский), расширялась музыкальная партитура и усложнялось либретто. В XIX веке, благодаря операм Рихарда Вагнера, Петра Чайковского, Джузеппе Верди, Жоржа Бизе и Джакомо Пуччини, жанр оформился как сложный синтетический вид искусства, соединяющий музыку, литературу, театр, хореографию и живопись.

В XX веке ключевую роль в постановках стала играть фигура режиссера. Вместе с композиторами Игорем Стравинским, Куртом Вайлем, Дмитрием Шостаковичем, Филипом Глассом, Сергеем Прокофьевым, Лучано Берио и Джоном Адамсом оперы ставили Константин Станиславский, Бертольд Брехт, Сергей Эйзенштейн, Дэвид Хокни, Борис Покровский, Роберт Уилсон, Юрий Любимов и Робер Лепаж. Жанровые рамки расширялись: стали популярны джазовые оперы («Порги и Бесс» Джоржа Гершвина), монооперы («Человеческий голос» Франсиса Пуленка и Жана Кокто), оперы- притчи («Блудный сын» Бенджамина Бриттена), рок-оперы («Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса) и даже sci-fi оперы («Муха» Говарда Шора).

В нашем веке опера остается успешным и живым жанром: ежегодно в мире дается 23 тысячи музыкальных представлений 1280 композиторов, более половины из которых являются нашими современниками. За четыре столетия не изменилось одно — без огромной работы создание оперы по-прежнему невозможно.

ПРОМЕНАД

Иммерсивный театр, в котором зритель погружается в действие и свободно перемещается во время спектакля, начал активно развиваться в последние десятилетия. В России жанр стал популярным благодаря успеху променада «Сон в летнюю ночь» Кирилла Серебренникова, иммерсивного шоу «Вернувшиеся» Виктора Карины, Мии Занетти и Мигеля, постановки «Черный русский» Максима Диденко и проекта Remote X команды Rimini Protokoll.

«Москва уже распробовала иммерсивные представления и готова к встрече с оперой в новом формате, — говорит продюсер «Пиковой дамы» Алексей Лысов. — Новейшее оборудование TROYKA Multispace окружит слушателя идеальным живым звуком, виртуальными декорациями и оптическими иллюзиями, а три этажа старинного особняка вместят в себя десятки локаций: игорный дом и зимний сад, бальный зал и будуар таинственной графини».

Особняк, в котором состоится мировая премьера оперы-променад, был построен по проекту архитектора Ивана Еготова. В XIX веке он считался одним из лучших дворянских гнезд Москвы и принадлежал деду жены Пушкина — Натальи Гончаровой. Едва переступив порог дома, на фронтоне которого и сейчас можно увидеть герб Гончаровых — разделенный шпагой щит под дворянским шлемом — зрители отправятся в захватывающее двухчасовое путешествие по десяткам комнат, хранящих память о событиях, описанных в повести Александра Пушкина и увековеченных в опере Петра Чайковского.

«ПИКОВАЯ ДАМА»

В основу пушкинской повести легла таинственная история Натальи Голицыной, одной из самых влиятельных и богатых дам XIX века. Когда ее внучатый племянник начисто проигрался в карты, он обратился к бабушке с мольбой о помощи. Вместо денег княгиня открыла ему секрет трех карт, доверенный ей в молодости таинственным графом Сен- Жерменом, и племянник мгновенно отыгрался. Повесть Пушкина стала мгновенно популярна и автор, сам заядлый игрок, отметил у себя в дневнике: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза». «Пиковая дама» была переведена на французский Проспером Мериме и стала первым международным успехом русской литературы. Но подлинную всемирную славу сюжет обрел после того, как за него взялся другой российский гений — Петр Чайковский. Композитор и его брат Модест, автор либретто, серьезно переработали канву произведения: перенесли действие в более раннюю эпоху и переписали финал истории. Произведение Чайковского, написанное за рекордные 44 дня, считается критиками вершиной творчества композитора и, наряду с «Евгением Онегиным», входит в топ-50 популярных опер мира. За сто двадцать семь лет, прошедших после премьеры, ее сотни раз ставили на главных сценах мира: от Мариинского театра и Ла Скала до Большого театра и Метрополитен-опера.

Одним из главных источников вдохновения режиссер оперы-променад Александр Легчаков называет «Пиковую даму» Всеволода Мейерхольда, поставленную в Малом оперном театре Ленинграда (МАЛАГОТ) — ныне Михайловском театре. В 1935 году режиссер-новатор смело обошелся с классическим либретто Модеста Чайковского, максимально приблизил спектакль к оригинальному сюжету Пушкина и взял на роль Германа не оперного певца, а актера. В опере-променад на первый план также выйдут темы игры, фортуны и неотвратимого рока. Каждый спектакль посетят лишь 54 зрителя, по числу карт в полной французской колоде, а перед началом основного действия все участники пройдут обряд посвящения в члены тайного общества. В новой «Пиковой даме» музыка в исполнении живого оркестра, хора и солистов будет искусно переплетена с драматической игрой актеров Мастерской Дмитрия Брусникина и современной хореографией Олега Глушкова — в каждом спектакле задействовано более 70 исполнителей.

«У нас сложилась потрясающая творческая команда, — говорит продюсер проекта Андрей Исповедников. — Мы рады, что постановка вызвала огромный интерес со стороны профессионального сообщества. В кастинге участвовали более сотни потрясающих артистов — имена некоторых из них мы огласим накануне премьеры, ждите сюрпризов». Музыку Петра Чайковского дополнят произведения неоклассика Николы Мельникова. Молодой композитор, чей дебютный альбом #22 входит в топ-100 самых скачиваемых записей на ITunes, является экспертом в совмещении классической музыки и современного видео-арта, за который отвечают сценограф Полина Бахтина и специалисты студии Radugadesign.

«В новой «Пиковой даме» зритель не является сторонним наблюдателем, а непосредственно погружается в действие, — комментирует креативный директор студии Radugadesign Иван Нефёдкин. — Мультимедийные декорации гармонично дополняют пространство старинной дворянской усадьбы, приглашая аудиторию в мир иллюзий, на тонком уровне соприкасающийся с реальностью».

THE QUEEN OF SPADES

В рамках четырех месяцев показов оперы-променад в TROYKA Multispace будут проводиться закрытые клубные музыкальные вечера и лекции международных и российских экспертов в области современной классической музыки. После мировой премьеры участники творческого объединения Altrulion думают об участии «Пиковой дамы» в международных театральных фестивалях и планируют осуществитьпрокат оперы в Европе. «Нет сомнений, что новый формат, соединяющий классическую оперную постановку и иммерсивный жанр променада, будет востребован в мире, — говорит продюсер постановки Влад Давыдов. — На премьерные показы мы ждем представителей ведущих европейских театральных фестивалей и руководителей крупных продюсерских компаний».

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

1. Пушкин хорошо разбирался в теме азартных игр: однажды он проиграл 25 000 рублей, что чуть не расторгло его помолвку с Натальей Гончаровой.
2. Герои «Пиковой дамы» играют в старинную азартную игру «Фараон». Один из двух игроков (банкомет) держит банк, а его соперник (понтёр) делает ставку и выбирает любую карту. Затем банкомет начинает раскладывать колоду. Если задуманная карта ложится налево, то выигрывает понтер, если направо — то банкомет. Выигрыш зависит лишь от слепого случая — как в русской рулетке.
3. Дед Натальи Гончаровой был вынужден продать свою усадьбу на Яузском бульваре, чтобы расплатиться с многомиллионными долгами, появившимися из-за огромного карточного проигрыша.
4. Автограф повести Пушкина не сохранился, подлиннику партитуры Чайковского повезло больше — он хранится в Мариинском театре в капсулированном виде.
5. Когда в 2001 году французский хореограф Ролан Пети взялся за постановку балета «Пиковая дама», примы Большого театра отказывались танцевать Старую Графиню — боялись, что роль принесет несчастье. В итоге пару Николаю Цискаридзе составила бесстрашная Илзе Лиепа — этот дуэт был признан главным событием театрального сезона.
6. «Пиковая дама» была много раз экранизирована: наиболее известны немая версия Якова Протазанова, британская картина Торолда Дикинсона, телефильм Петра Фоменко и недавняя постановка Павла Лунгина, удостоенная двух наград национальной кинопремии «Золотой орел».
7. В XVIII веке опера стала причиной войны. Поклонники итальянской оперы, считавших французский язык непригодным для жанра, развернули в Париже литературную дискуссию, прозванной «войной шутов», в которой приняли участие Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер и десятки других мыслителей Франции.
8. Термин «синтез искусств», или Gesamtkunstwerk, которым сейчас описывают большинство жанров современного искусства, от арт-перфомансов до видео-арта, появился благодаря Рихарду Вагнеру — именно в этом стиле он и создавал свои оперы.
9. В Великобритании очень популярны музыкальные променады, или Proms, во время которых зрители прогуливаются в театрах или парках под классическую музыку. В этом году лондонский фестиваль BBC Proms празднует 123-й сезон.
10. Негосударственные оперные театры в России были более прогрессивны, чем
императорские: в частной опере Зимина впервые в России поставили «Кармен» Жоржа Бизе и «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского без цензуры, а «Черный квадрат» Казимира Малевича был частью декорации оперы футуристов «Победа над солнцем».
11. Опубликованная в газете «Правда» статья «Сумбур вместо музыки», направленная против оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», запустила волну пропагандистской кампании против искусства «формалистов». В 30-е годы прошлого века ее жертвами стали прогрессивные художники, театральные режиссеры, скульпторы и архитекторы.
12. Работа над постановкой оперы-променад шла по «бродвейской системе»: после пяти закрытых пилотных показов, имевших успех у зрителей, команда проекта два года работала над полной версией спектакля.
13. В каждом представлении оперы-променад будет задействовано 70 исполнителей и два дирижера: один управляет оркестром, второй — солистами, находящимися в разных
помещениях особняка.