Про мою маму и про меня

Концерт «Про мою маму и про меня»

Это прошедший концерт.

«Эта пьеса — практически интервью с самой собой», — сказала Исаева одному из журналистов. Взаимоотношения матери и дочери, подростковые комплексы и как с ними бороться, чтобы они не остались на всю жизнь, психология выживания, превращения несчастной любви в счастливую. Цветаевское «Почему я не плачу, потому что смеюсь» присутствует в этой пьесе, как и почти во всех произведениях Исаевой.

Пьеса Елены Исаевой стала победителем первого драматургического конкурса «Действующие лица» в 2003 году и была так же отмечена спец-призом радио России. Радиоспектакль по этой пьесе с автором в главной роли стал лауреатом Международного фестиваля Европейского радиовещательного союза «Приз Европы» в Берлине. Версия, написанная специально для Театра.doc, была одним из ярких событий «Любимовки-2003».

«Отношения матери и дочери — это и роман, и дружба, и крепкая семья. Мать поддерживает робкую девочку, мечтающую о славе, во всех ее начинаниях, а та совсем по-взрослому заботится о матери и даже пытается выдать ее замуж. Перед нами разворачиваются все более серьезные истории, из борьбы «хорошего с лучшим» спектакль превращается в драму». (Нина Беленицкая, «Театральный смотритель»)

Пьеса Исаевой (лауреат «Действующих лиц»-2003) — с одной стороны достаточно необычная для «новой драмы», во всем, от лексики (полное отсутствие не то что мата, но вообще любой брани) до сюжета (посвященная взаимоотношениям матери и дочери, она вопреки моде на «жесть» представляет эти отношения как практически идиллически дружеские, с полным взаимопониманием сторон — видимо, как говорила героиня Раневской, «это личный момент»), с другой — вполне для той же «новой драмы» обычная, без характерной для более традиционной драматургии сквозной интриги, передающая синтаксис и интонации спонтанной речи, разговор двух женщин начинается вне сцены, они появляются, продолжая общаться между собой, примеряя на себя различные образы, но постоянно возвращаясь к основным своим ролям, и, не обрывая диалога, удаляются — создается впечатление случайно выхваченного из потока фрагмента. И в этом смысле совершенно естественно смотрится в пространстве «Дока». Режиссер также идет привычным для «дока» путем, усаживая двух актрис за стол с листами бумаги, в которые они, впрочем, если и заглядывают, то не из практической необходимости свериться с текстом роли, а с целью отойти от классического «перевоплощения», тем более, что перевоплощаться им приходится не только в мать и дочь, но и в других персонажей, от учительницы дочери до давнего, еще школьных времен возлюбленного матери. В качестве телефона героини используют утюг — решение простое и занятное. У дочери — литературные задатки, она учится писать «сочинения разных жанров», но кропает также и стишки, отсылая их предмету своих воздыханий из параллельного класса, но без подписи, так что счастливая соперница получает возможность воспользоваться ее творением в личных целях. В более отдаленной перспективе дочь стремится к писательской известности, хотя мать ссылается на Пастернака: «Быть знаменитым некрасиво», на что дочь резонно замечает: мол, Пастернаку легко было так говорить, когда он уже получил Нобелевскую премию (на самом деле стихотворение раньше написано, но в целом пастернаковские мотивы в пьесе присутствуют очень явственно и время от времени звучат открытым текстом). Одновременно дочь пытается устроить жизнь матери, разысивает любовь ее детства, Игорешку — но Игорешка не решается возобновить отношения, а вскоре умирает от рака. То есть разных жанров в этом сочинении Исаевой намешано немало — от романтической драмы (сюжет с разлучницей, пользующейся чужими стихами, чтобы очаровать мальчика — женский вариант Сирано де Бержерака, к примеру) до социальной сатиры, но почти без постмодернистских заморочек, совершенно без «чернухи».

Продолжительноть спектакля: 1 час 30 минут.




Нравится
Твитнуть
Поделиться
Класс!

Театральное представление «Про мою маму и про меня» прошло в Центральном Доме Актера 22 декабря 2016 года.

Центральный Дом Актера