Свидетель обвинения

Концерт «Свидетель обвинения»

Это прошедший концерт.

МХТ имени Чехова ангажировал Ренату Литвинову на третий спектакль. После Раневской, которую актриса играет восьмой сезон, экспериментальной работы в постановке «Шага», Литвинова сыграла на легендарной сцене премьеру «Свидетель обвинения» по Агате Кристи.Взявшись за самоигральный детективный сюжет, французский режиссер Мари-Луиз Бишофберже почти отказалась от вольностей, доверившись автору. Она справедливо посчитала, что жанр судебного расследования способен удержать внимание зрителя и без дополнительных сценических эффектов. Для создания атмосферы послевоенной Великобритании ей было достаточно облачить героев в хорошо скроенные твидовые костюмы, а Ренату Литвинову – в меха и элегантные шляпки.Главное в спектакле – вовсе не национальный колорит, а схватка правды и лжи, мужчины и женщины, сторон обвинения и защиты.Действие спектакля разворачивается в зале суда, где зрителям отведена роль присяжных. Обаятельный и наивный Леонард Воул (Игорь Верник) обвиняется в убийстве пожилой леди, перед смертью отписавшей ему огромное наследство. Единственный свидетель, способный подтвердить алиби Леонарда, его жена Ромэйн (Рената Литвинова), неожиданно для суда становится свидетелем обвинения, выступая против мужа. Защита и обвинение ломают голову над тем, убивал ли Воул, зритель ищет разгадку вместе с героями и в финале, разумеется, обескуражен развязкой.В знаменитой экранизации «Свидетеля обвинения» 1957 года главную женскую роль виртуозно играла далеко не юная Марлен Дитрих. Ее основным противником выступал адвокат мужа, искусно сыгранный легендарным голливудским актером Чарльзом Лоутеном.В мхатовской версии акценты немного сменились. На смену Дмитрию Назарову, за несколько недель до премьеры отказавшемуся от роли, пришел ленкомовец Сергей Чонишвили. Из экстренной ситуации актер вышел с достоинством. Сыграл сэра Уилфрида хитрым, хватким юристом, азартно воюющим не с Ромэйн, а с прокурором, к которому явно неравнодушен (безликую мужскую роль обвинителя специально для МХТ переписали под Евгению Добровольскую).Непрофессиональной актрисе Ренате Литвиновой режиссер уготовил иное назначение. По сюжету героиня автоматически вызывает подозрение и неприятие у окружающих, хотя бы потому, что она иностранка – немка, очутившаяся в послевоенной Великобритании.Там, где Дитрих брала актерским мастерством, внутренним огнем, скрытым под арийской непроницаемостью, Литвинова привычно спасается изысканной красотой и фирменной манерностью. Ромэйн становится очередной ролью из галереи сыгранных Литвиновой странных существ, которые тянут слова, принимают эффектные позы и существуют каждую минуту сценического времени антиорганично.Благодаря яркой индивидуальности и отсутствию необходимых для театральной актрисы данных, ее Ромэйн противопоставлена всем героям. При желании можно нафантазировать, что ее непохожесть на остальных играет на замысел спектакля: загадочная свидетельница обвинения способна на необычайные поступки именно потому, что она не такая, как все. Как бы то ни было, сюжет Агаты Кристи приходит к своему логическому финалу, несколько измененному режиссером. Спектакль крепко сделан и хорошо сыгран.Другое дело, что на поклонах понимающий зритель провожает аплодисментами блистательную Полину Медведеву, играющую экономку Джанет Маккензи, а верные поклонники Литвиновой по-прежнему не замечают никого, кроме своей богини.(Алла Шевелева, «Культура», 7 ноября 2012 года.)Автор – Агата КристиРежиссер – Мари-Луиз БишофбержеХудожник – Бернар МишельХудожник по свету – Дамир ИсмагиловДействующие лица и исполнители:Ромэйн – Рената ЛитвиноваСэр Уилфрид, королевский адвокат – Сергей ЧонишвилиПрокурор Майерс – Евгения ДобровольскаяЛеонард Воул – Игорь ВерникДжанет Маккензи – Мария СоковаМэйхью – Алексей АгаповСудья Уэйнрайт – Юрий КравецИнспектор полиции Хёрн – Вячеслав Невинный-мл. / Олег ТополянскийДоктор Уайет – Ростислав Лаврентьев / Олег ТополянскийСудебный пристав – Кирилл ТрубецкойЭмили Френч и Стенографистка в суде – Татьяна Розова и другие.Премьера спектакля состоялась 26 июня 2012 года.Продолжительность спектакля – 2 часа 20 минут с одним антрактом.
(16+)







Спектакль лишь формально про молодого учителя, приехавшего в деревню из столицы. По сути же он о милосердии и жесткости, приятии и отторжении, надежде и безнадеге, любви и ненависти, духовном росте и деградации, взаимосвязанности и разобщенности. Но прежде всего - о людях, счастливых и несчастных. Современные типажи показаны в гипертрофированных образах и сконцентрированы в рамках одной постановки. Местами всё это чересчур. У кого-то Деревня дураков вызовет чувство искреннего сострадания героям, у кого-то - надменную ухмылку. Но уж совершенно точно не оставит зрителя равнодушным. Работа души (и смех, и слезы) во время спектакля зрителям обеспечена. И заслуга в этом не только хорошего автора - Натальи Ключаревой, чья повесть Россия: общий вагон легла в основу постановки, и не только талантливого режиссера - Марины Брусникиной. Актеры играют так, что дух захватывает, по-настоящему. Дед Фима и бабка Фима в исполнении Евгения Киндинова и Нины Гуляевой вышли, если не сказать святыми, то уж точно тем камертоном, по которому сверяется всё, происходящее на сцене. За этой легкостью, простотой и добродушностью - тот оголенный нерв и высокое актерское мастерство (не побоюсь высокопарных слов), которые заставляют сопереживать. Наравне с героиней Евгении Добровольской, чья Любка - на разрыв, навзрыд и за гранью. Каллиграфично выписанные образы священника отца Константина (Артем Быстров), шофера Вовы (Игорь Хрипунов), семьи Гавриловых, а также Сары и Дитриха (эти противоположности сыграли Валерий Трошин и Ольга Воронина) - достойное обрамление картины мира, созданного Ключаревой. И многочисленным молодым актерам школы-студии МХАТ, не в обиду им будет сказано, очень повезло учиться профессии на таком благодатном материале, с таким замечательными партнерами по сцене.
И всё это на уютной камерной малой сцене МХТ. Замечательный спектакль!


Потрясающий спектакль! В нём есть всё, что нужно для зрителя: 1) великолепный сценарий, который даёт большую почву для размышлений во время и после спектакля; 2) замечательная работа режиссёра, который смог преобразить сцену до десятка разных мест и вовлечь зрителей в сам спектакль; 3) неподражаемая игра актёров.
После такого спектакля даже те, кто не любит театр, останутся довольны!


Неописуемый восторг!!! 3,5 часа как завороженный смотришь на великолепную постановку. Игра актеров на высоте!!! Всем советую - не пожалеете. Хочется попросить зрителей приходить с цветами на спектакль и не бежать как сумашедшие в гардероб после занавеса - поаплодируйте актерам, они ведь старались для вас!

Театральное представление «Свидетель обвинения» прошло в МХТ им. Чехова 8 мая 2017 года.

МХТ им. Чехова