Золотой осёл. Разомкнутое пространство работы. Модули. День пятый

Концерт «Золотой осёл. Разомкнутое пространство работы. Модули. День пятый»

Это прошедший концерт.

Публичная сессия новопроцессуального проекта Бориса Юхананова посвящена работе над текстом Апулея «Метаморфозы, или Золотой осёл».

Проект реализован в принципиально новом для отечественной театральной практики жанре Разомкнутого пространства работы. Заложенная в нём перспектива предполагает постоянное изменение, то есть развитие.

Каждый из пяти дней «Золотого осла» состоит из дневных (с 14:00 до 18:00) показов модулей – то есть самостоятельных работ участников проекта, которые могут быть представлены фрагментарно, могут в любой момент быть остановлены Юханановым и публично им прокомментированы. И вечерних композиций (с 19:00 до 23:00) – двух «Мохнатых», двух «Белых» и одного «Города». Композиции – это готовые спектакли, построенные из сцен-эпизодов, в которых текст романа сочетается с комментарием участников действия.

Пятидневная длительность проекта отражает его структуру, устроенную как два крыла бабочки (каждое состоит из двух частей, верхней и нижней, «Мохнатой» и «Белой») и её тела («Город»). Бабочка «рисуется» на глазах у зрителя в логической, но нелинеарной последовательности: сначала левое крыло, потом «гусеница-тельце» («Город»), и наконец – правое крыло. Как только бабочка дорисована, она взлетает, что означает превращение спектаклей-композиций в репертуарный цикл Электротеатра Станиславский. Физически бабочка тоже присутствует – она летает по сцене, живая.

Текст каждой из композиций представляет из себя сплетение фрагментов самого романа, в том числе вставных историй, так называемых «милетских басен», и живой (но зафиксированной актёрами как роль) речи, в которой актёр открывает нам свои переживания и размышления. Так, одним из центральных мотивов «Мохнатой» композиции становится история Психеи, влюбившейся в Купидона. При этом Психея – Алла Казакова в эпизоде из «Мохнатой» возмущённо стреляет в Купидона, который якобы украл у неё её историю, и делает это от лица актрисы, а не героини. Внутрь композиций запущены и две инкарнации богини Изиды: Изида – Клим (Клим Козинский) и Изида – Цицер (Андрей Емельянов), которые вторгаются в спектакль с брутальными или поощрительными комментариями, спорят, следят, не покачнулись ли колонны и так далее.

«Мохнатая» и «Белая» композиции обозначены сценографически: в «Мохнатой» на сцене – мохнатые колонны, в «Белой» – белые. В «Городе», названном так из-за свойств самой композиции, – чёрные колонны (или – чёрный Парфенон).

Радикальность проекта заключается в том, что текст Апулея здесь взят целиком. А поскольку роман невозможно отделить от возникших на протяжении столетий наслоений и контекстов, то возможным способом решения оказывается художественная стратегия, в которой текст отдаётся на откуп разным индивидуальным сознаниям (режиссёрам и артистам, сочиняющим модули).

В театральном смысле это устроено так, что история мытарств апулеевского осла перекладывается на реальную судьбу участников, которые на глазах зрителей должны пройти через «удары плетьми», чтобы заслужить статус режиссёра. Параллельно нам демонстрируют разные техники ведения рассказа (эпическую и драматическую). Собственно, в совмещении их и смыкается глобальная идея сплести апулеевский «фикшн» с реальной, становящейся на наших глазах, актёрской и режиссёрской судьбой. Добиваясь, «чтобы личность актёра, то есть вы сами присвоили себе рассказ, о котором идет речь в отрывке», и добавляя к этому свободную фантазию, Борис Юхананов размыкает пространство театра вовне, делает его соразмерным зрителю, сидящему в зале.

Само же путешествие осла устроено так, что в первый день («Мохнатая») он не решается войти в храм, во второй день («Белая») он туда входит, а в третий («Город») начинает спуск по кругам ада, чтобы в конце концов через посвящение богине Изиде попасть в нижний мир.

Таким образом, сюжет романа Апулея становится жизнетворческой опорой для проекта в целом: Психее нужно пройти испытания, чтобы обрести благоразумие и мужество, Луций-осёл посвящается в служители богине Изиде, чтобы сбросить личину животного. А участникам проекта, пробующим индивидуальный стиль в работе над одним из важнейших текстов европейской культуры, нужно получить статус режиссёра. В случае Разомкнутого пространства модулей функцию Изиды берёт на себя сам Юхананов, организующий участникам проекта в реальном времени и при свидетелях «побои жизни, из соображений того, что ощутить реальность можно только пройдя сквозь неё, не просто прикасаясь к ней». В отличие от репетиции, которая скрыта от глаз посторонних наблюдателей (в репетиции можно только участвовать), Разомкнутое пространство модулей – это процесс становления спектакля на глазах у зрителя, которому предлагается высказываться и даже возмущаться. Внутренним правилом «Золотого осла», таким образом, становится принцип индукции – правила устанавливаются в процессе игры. Они всегда есть, но могут быть изменены.

Борис Юхананов: «В мае мы впервые разомкнули пространство работы и пригласили всех желающих на открытые сессии "Золотого осла". То же самое мы проделаем в начале октября и в ноябре. "Золотой осёл" – это новопроцессуальный проект нового формата, которого до сих пор ещё не было нигде! Он имеет игровые и обучающие свойства и проходит в широком диапазоне от почти репетиций до лекционного концерта. Так или иначе в этом процессе участвую и я сам в роли богини Изиды, и многие другие режиссёры. Мы смотрим и обсуждаем модули, выложенные вдоль сюжета Апулея, и композиции, представляющие из себя свободное плетение. Композиции имеют свои названия и предстают в виде синтетических спектаклей: Белая, Мохнатая, Город, Мохнатая, Белая. Все вместе они и есть бабочка».

СТОИМОСТЬ БИЛЕТА:

модули - 400 рублей
композиции - 600 рублей

Расписание показов АПРЕЛЬСКОЙ СЕССИИ:

Пятница 14 апреля
14.00-18.00 Модули. День первый.
19.00-23.00 Композиция Мохнатая

Суббота 15 апреля
14.00-18.00 Модули. День второй.
19.00-23.00 Композиция Белая

Воскресенье 16 апреля.
14.00-18.00 Модули. День третий.
19.00-23.00 Композиция Город

Понедельник 17 апреля
14.00-18.00 Модули. День четвертый.
19.00-23.00 Композиция Мохнатая

Вторник 18 апреля
14.00-18.00 Модули. День пятый.
19.00-23.00 Композиция Белая



Фото и видео




Нравится
Твитнуть
Поделиться
Класс!

Театральное представление «Золотой осёл. Разомкнутое пространство работы. Модули. День пятый» прошло в Электротеатре «Станиславский» 18 апреля 2017 года.

Электротеатр «Станиславский»