Апрель по-королевски: скрипка и орган

Концерт «Апрель по-королевски: скрипка и орган»

Это прошедший концерт.

На исходе непредсказуемого петербургского апреля встретятся скрипка и орган, Бах и Мендельсон, Вьерн и Райнбергер. Петербургские музыканты Илья Лиховидов и Александр Патрушин в программе «Апрель по-королевски» приглашают вас совершить музыкальное путешествие из Барокко в Романтизм, делая остановки в Германии, Франции и России. Бах представлен скрипичной сонатой и органным циклом — Прелюдией и фугой си минор. Предположительно, Бах впервые исполнил это гениальное сочинение в церкви Святого Павла в Лейпциге. Вероятно, это произошло 17 октября 1727 года, когда в храме проходило мемориальное собрание в честь усопшей Кристианы Эбергардины Бранденбург-Байрейтской, курфюстины саксонской и титулярной королевы Польши. Для этого события Бах написал траурную кантату «О королева, луч ещё один».

Немецкую линию продолжит Мендельсон. Шесть Сонат по заслугам занимают центральное место в органном творчестве великого романтика-новатора. Завершённые за два года до кончины композитора, они представляют собой объединение типичных для органной музыки форм. Одним из основных жанров в литургии неизменно была и остаётся хоральная обработка. Практически вся музыкальная культура родилась из монодического григорианского хорала, претерпев изменения в эру протестанства. Так, три из шести сонат Мендельсона написаны на темы известных церковных песнопений. В первой части Первой сонаты использована тема, датируемая 1529 «Что пожелает мой Господь, да свершится во все времена».

Малоизвестный в России романтик Йозеф Габриэль Райнбергер — автор многочисленных сочинений в различных жанрах, покоряющих своей искренностью и красотой мелодий. Расцвет органной культуры Франции произошёл с рождением нового типа органа, способного заменить симфонический оркестр, благодаря гениальным разработкам легендарного органостроителя Аристида Кавайе Колля. Именно тогда родился жанр органной симфонии.

Александр Гильман принадлежит к числу наиболее авторитетных мастеров парижского органного искусства последней трети XIX века. Служил церковным органистом, параллельно давая концерты в Европе и США с неизменным успехом. В соавторстве с Андре Пирро подготовил десятитомную антологию старинной французской органной музыки «Архивы классиков органа», а также составил аналогичное собрание европейской органной музыки, включавшее сочинения Дитриха Букстехуде, Джироламо Фрескобальди, Яна Свелинка, Георга Муффата и др.

Бессменный органист Собора Парижской Богоматери, великий виртуоз и импровизатор Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов. Апрель по-королевски — лучшее из репертуара Короля инструментов.

Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Соната для скрипки и Basso continuo ми минор BWV1034: Adagio ma non tanto- Allegro-Andante-Allegro
Прелюдия и фуга для органа си минор BWV544
Александр Гильман (1837-1911) Соната №1 для органа соло: Finale: Allegro assai
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847) Соната №1 для фа минор ор. 65: IV Allegro assai vivace
Луи Вьерн (1870-1937) Финал из Симфонии № 1 ре минор
Йозеф Габриэль Райнбергер (1839-1901) Элегия
Увертюра (Из цикла «6 пьес для скрипки и органа»)

Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
Илья Лиховидов, скрипка
Александр Патрушин, орган
Санкт-Петербург

Внимание! Мы заботимся о здоровье наших гостей! Всех слушателей просим быть в масках и перчатках и соблюдать социальную дистанцию.

Продолжительность концерта — 70 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 и младше 65 лет.

Концерт «Апрель по-королевски: скрипка и орган» прошёл в Приход Успения Пресвятой Девы Марии 24 апреля 2021 года.

Приход Успения Пресвятой Девы Марии