БАХ & JAZZ

Концерт «БАХ & JAZZ»

Это прошедший концерт.

Сегодня непросто ответить на вопрос — что объединяет в одной программе творчество гениев барочной музыки и джазовые сочинения? Но можно смело сказать — объединяет искусство импровизации.

В эпоху барокко, умение импровизировать было непременной составляющей мастерства любого серьёзного музыканта. Многие вокальные произведения той эпохи состоят из двух частей: первая часть исполняется так, как указанно композитором, а при повторении вокалист импровизирует, дополняя основную мелодию трелями и другими украшениями. Но в отличие от джаза, ритм и основная мелодия оставались неизменными. В рамках стиля кул-джаз в 1950-е годы появилась тенденция проведения параллелей в джазовых композициях с музыкой эпохи барокко. Обнаружив общие гармонические и мелодические принципы в столь отдалённых музыкальных примерах, музыканты стали обращаться к инструментальной музыке И. С. Баха. Целый ряд музыкантов и ансамблей пошли по пути разработки этих идей. В их числе Дэйв Брубек, Билл Эванс, Джон Льюис и многие другие.

Программу концерта откроет симфония для струнного оркестра, созданная самым известным из сыновей-композиторов великого Иоганна Себастьяна Баха. Карл Филипп Эммануил сделал самую удачную карьеру и оставил наиболее обширное музыкальное наследие. Именно о нем, а не о его великом отце, блистательный Моцарт сказал знаменитые слова: "Он – отец, мы – дети".

Определенным музыкальным контрастом к музыке барокко прозвучат известные произведения Джорджа Гершвина. Будучи необыкновенно талантливым пианистом, Гершвин имел дар импровизатора. Генри Кауэлл, у которого Гершвин изучал теорию контрапункта, свидетельствовал о его игре: "На рояле он импровизировал с такой уверенной легкостью, что казалось, он разыгрывал разученную по нотам пьесу". Гершвин внес неоценимый вклад в развитие симфонического джаза, создал удивительные композиции, вошедшие в золотой фонд музыкальной культуры Америки. Произведения Гершвина исполняют сегодня лучшие оркестры мира, а зрители наслаждаются изумительными мелодиями и аплодируют стоя.

И конечно, программу концерта украсит Джазовая сюита, созданная замечательным отечественным композитором и пианистом — Александром Цфасманом. Именно в годы работы музыканта и его джаз–оркестра на Всесоюзном радио в 30-40 годы джаз получил широкую известность в нашей стране. "Кто слышал игру Цфасмана, – писал журналист А. Медведев, – навсегда сохранит в памяти искусство этого пианиста-виртуоза. Его ослепительный пианизм, сочетавший экспрессивность и изящество, действовал на слушателей магнетически". Сам Дмитрий Шостакович доверил ему исполнить свою музыку к кинофильму "Незабываемый 1919-й год", сочиненную в форме фортепианного концерта. Именно Цфасман первым в стране исполнил знаменитую "Рапсодию в стиле блюз" Гершвина в Колонном зале Дома союзов с симфоническим оркестром под управлением Н. Голованова.

Можно сказать, что джазовые произведения являются достойным продолжением традиций исполнителей эпохи барокко. А сам великий Иоганн Себастьян Бах, если бы имел возможность заглянуть в нашу эпоху… не увлёкся бы он джазовыми импровизациями?

Программа:



Карл Филипп Эманнуил Бах — Симфония для струнного оркестра
Иоганн Христиан Бах — Концерт для фортепиано с оркестром ор. 7 № 5 ми бемоль мажор

Дж. Гершвин — Две пьесы для струнного оркестра

А. Эшпай — Фокстрот для струнного оркестра

З. Раупова — "Пентатанго" для фортепиано и струнного оркестра

А. Цфасман — Джазовая сюита для фортепиано с оркестром (переложение для фортепиано с камерным оркестром)

Исполнители:
Камерный оркестр "Времена года"
Дирижёр — Заслуженный артист России Владислав Булахов
Рустем Кудояров (фортепиано)

Концерт «БАХ & JAZZ» прошёл в Москонцерт на Пушечной 20 июля 2022 года.