Барышня и хулиган. Ленинградская симфония

Концерт «Барышня и хулиган. Ленинградская симфония»

Это прошедший концерт.

Балет «Ленинградская симфония. Барышня и хулиган»«Барышня и хулиган» и «Ленинградская симфония» - чувственные и эмоциональные балеты на музыку Дмитрия Шостаковича. Каждый из них — это не просто трогательная история с незамысловатым сюжетом. Это целый эпизод из прошлого нашей страны.«Ленинградская симфония»Музыка Дмитрия ШостаковичаСценарий и хореография Игоря БельскогоХудожник – Михаил Гордон«Барышня и хулиган»Музыка Дмитрия ШостаковичаХореография Константина Боярского (1962)Либретто Александра Белинского по киносценарию Владимира МаяковскогоДекорации Вячеслава Окунева по мотивам сценографии Валерия ДоррераКостюмы Татьяны НогиновойЛенинградская симфонияК началу 1960-х годов за Седьмой симфонией Шостаковича стояла широко разработанная мифология: начало работы над ней в бомбардируемом Ленинграде, доставка партитуры самолетом в осажденный город (см. у Ахматовой в «Поэме без героя»), прямая трансляция на передовую из блокадного города в день его предполагаемого взятия и так далее. Сам автор – живой и активно действующий – сделался отчасти мифологическим персонажем. В игровой ленте Захара Аграненко «Ленинградская симфония», вышедшей на экраны в 1958-м и посвященной как раз ленинградской премьере сочинения, Шостакович оказывался единственным персонажем под реальной фамилией – и в кадре не появлялся, оставаясь сверхгероем мифа. Все это важно знать, чтобы оценить груз, который принимал на себя хореограф Игорь Бельский, приступая к постановке балета на музыку первой части симфонии.На премьере балет назывался «Седьмая симфония» – заголовок сухо жанровый, стерильный. Возможно, так Бельский пытался дистанцироваться от тяжкого, обязывающего мифа этого сочинения: Седьмых симфоний много, «Ленинградская» только одна. Хореограф прежде всего решал две формальные задачи. Во-первых, создание абстрактно-метафорической, чисто танцевальной системы – в противовес «реалистической», любившей длинные титулы, бутафорию и антикварную мебель, но почти не танцевавшей хореодраме 1930–1950-х. Во-вторых, построение танцевальной структуры, аналогичной структуре музыкальной, что впоследствии было обозначено термином «хореографический симфонизм». Решить эти задачи Бельский ранее пытался в трехактном балете «Берег надежды» (1959). В 25-минутной «Седьмой симфонии» принцип был доведен до абсолюта. Герои балета – Юноша, Девушка, Предатель. Силы зла представляют условные Варвары, об их родословной говорят лишь некоторые жесты да коричневый цвет комбинезонов. На конкретное место действия намекает силуэт башни со шпилем, данный в несколько штрихов на белом заднике-экране. Сцена вообще пуста, только емкие задники-плакаты сменяют друг друга: балет оформил не маститый сценограф, а график-плакатист Михаил Гордон. Никаких разрушенных ленинградских фасадов, противотанковых ежей, бутафорского оружия, свастик и реальной униформы, как это могло быть в балете на тему блокады еще лет десять тому назад.Балет готовили «вне плана», в нерабочее время, под магнитофонную запись (что тогда было внове). «Седьмая симфония» – вместе с «Каменным цветком» Григоровича – вывела на сцену поколение молодых артистов, с именами которых сегодня ассоциируется эпоха оттепели. Ее, балетной оттепели, символом стал именно прыжок-взлет Юрия Соловьева в партии Юноши, прыжок «космического Юрия», как потом стали называть танцовщика (даром что премьера балета Бельского состоялась через два дня после полета Гагарина).В партии Юноши также выступали Анатолий Нисневич, Олег Соколов, Александр Грибов; их Девушками были Алла Сизова, Калерия Федичева, Габриэла Комлева, Наталья Макарова.Начиная с шестого представления (6 июня 1962 года) балет назывался «Ленинградская симфония». Получившую зрительский успех и партийное одобрение постановку растиражировали в театрах Советского Союза. На родной сцене спектакль возобновили в 1991-м и реконструировали в 2001-м. По традиции его исполняют дважды в сезон, в самые важные для петербуржцев даты: День снятия блокады и День Победы.«Ленинградскую симфонию» Бельского почти сразу назвали поворотным пунктом в истории советского балета и прямой наследницей «Величия мироздания» – легендарного спектакля Федора Лопухова на музыку Четвертой симфонии Бетховена, прошедшего единственный раз в 1923 году при полном недоумении наблюдателей. Идею балета-симфонии Бельский позже развернул в огромное полотно «Одиннадцатая симфония» на музыку одноименного опуса Шостаковича, уже на сцене Ленинградского Малого оперного театра (1966). Опыт оказался не столь удачным, к постановке симфоний Бельский больше не возвращался, однако хореографический симфонизм как структурная модель и как художественная идеология надолго стал idée fixe теоретиков советского балета.Богдан КоролёкБарышня и хулиганЭпизод 1. Рабочая окраина. Хозяин улицы – молодой парень Хулиган.На него большое впечатление производит Барышня.Эпизод 2. В школе. В новой учительнице Хулиган узнает Барышню.Она останавливает «распоясавшегося» Хулигана.Эпизод 3. В парке. Хулиган хочет сказать Барышне о своей любви.Она убегает.Эпизод 4. Хулиган в ресторане. Барышня представляется ему видением.Он бежит к ней. Вожак пытается задержать его.Эпизод 5. Хулиган у дома Барышни.Эпизод 6. Парк. Пьяные парни разгоняют гуляющих.Хулиган вступается за Барышню и ее подруг. Бывшие приятели мстят Хулигану.Смертельно раненный, он идет к дому Барышни.Эпизод 7. Улица. Хулиган умирает на руках Барышни.Продолжительность — 1 час 15 минут

Театральное представление «Барышня и хулиган. Ленинградская симфония» прошло в Мариинский театр 26 января 2020 года.