Безумная из Шайо

Концерт «Безумная из Шайо»

Это прошедший концерт.

Режиссер-постановщик - Петр Фоменко
Режиссер возобновления - Кирилл Пирогов
Режиссер - Николай Дручек

В ролях: Евгений Цыганов, Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова, Наталия Курдюбов и др.

21 декабря 1945 года в Париже в театре "Атеней" состоялась премьера пьесы Жана Жироду "Безумная из Шайо".
Всего несколько месяцев назад закончилась самая жестокая в истории человечества война, полным ходом шел Нюренбергский процесс. И звучавшие с подмостков фразы: "В чем единственный залог, единственное условие существования подлинно современного мира? В создании труженика единого типа – с одинаковым лицом, в одинаковой одежде, с одинаковыми жестами и словами" вызывали у публики очень ясные ассоциации.
Сам Жан Жироду не увидел этой постановки. Он умер 31 января 1944 года в Париже, полный тревоги за судьбу сына, сражавшегося в Сопротивлении. Дипломат, признанный писатель, успешный драматург, не понаслышке знавший о ханжестве, лицемерии, бездушности и неуемной жажде власти сильных мира сего, в последние дни сочинял пьесу о Безумии, спасающем мир. В атмосфере всеобщей ненависти, жестокости и вражды воспеваемая им Любовь к жизни, к человеку, ко всем существам, населяющим свет, воистину казалась безумием.
Но театр для Жироду был не кафедрой, а "царством света и радости, прекрасных пейзажей и воображаемых лиц". "Театр не теорема, а зрелище; не урок, а приворотное зелье…" - так полагал драматург.
Андре Моруа писал: "Театр Жироду не похож ни на какой другой. <…> Какое будущее ожидает этот театр? Мнения на сей счет разделились. Некоторые продолжают восхищаться им и считают, что пьесы Жироду вскоре займут свое место среди произведений классиков. Другие полагают, что только отдельные удачные страницы <…> вынырнут в антологиях <…>. Третьих, наконец, раздражает юмор Жироду, по их мнению, этот театр обречен, потому что не принимает себя всерьез".
Сегодня "Безумная из Шайо" столь же актуальна, как и в день первого своего представления.

Не даром пьеса до сих пор не сходит с французских театральных подмостков, была экранизирована в Голливуде в 1969 году, в 1992 году Родион Щедрин с Майей Плисецкой создали одноименный балет, с успехом шедший в театре "Эспас Пьер Карден".
"Миром правят деньги" - истина, с удивлением открываемая героями пьесы по ходу действия, для зрителя сегодня звучит простой банальностью, как и рассуждения Председателя, отказывающего обитателям Парижа (а, в конечном счете, всем, не обладающим деньгами и властью) в праве быть самими собой, и верящего в свою миссию - исправить общество. Рассуждения графини Орели о "второсортных людях", подменяющих настоящие вещи и чувства поддельными, блестящая речь Мусорщика о праве "сильных мира сего" быть "хозяевами жизни" за счет других и жить над законом, стали в наши дни едва ли не более актуальными, нежели в 1945 году.
В 2002 году, когда Петр Наумович Фоменко поставил последнюю пьесу Жироду в "Мастерской …" все это звучало весьма злободневно, было слишком "про нашу жизнь".
Возвращая постановку в репертуар театра, мы хотим и реконструировать спектакль, и взглянуть на текст пьесы сквозь призму сегодняшнего дня.
Ведь это не просто история о прекрасном Париже, спасенном от уничтожения Безумной графиней из Шайо. Это - притча, жизненная и утопическая, в которой драматург беседует со зрителем на вечные темы. Ибо, как говорил Жироду: "театр — это значит быть реальным в ирреальном".
Бернард Шоу считал, что "качество пьесы — это качество ее идей". По этому критерию "Безумную из Шайо" можно смело отнести к лучшим пьесам Жироду. Ведь мысль о созидающей Любви, о радости бытия, о том, что жизнь полна вещами, более важными и ценными, нежели деньги и власть, столь же банальна, сколь и непреходяща.
Именно эта радость бытия, умение бесконечно удивляться многообразию жизни особенно дороги нашему театру.
Изменилось многое – от состава артистов до сценографии: так, спектакль, который шел в двух залах бывшего кинотеатра "Киев" перенесён на Новую сцену "Мастерской…".
В новой версии "Безумной из Шайо", как и десять лет назад, заняты все поколения труппы, включая стажёров, в работе принимают участие многие из актеров, участвовавших в постановке 2002 года и по-прежнему любящих этот спектакль.

Продолжительность: 3 часа (с одним антрактом)

Театральное представление «Безумная из Шайо» прошло в Мастерской Фоменко 6 февраля 2020 года.

Мастерская Фоменко