Браво, Барокко!

Концерт «Браво, Барокко!»

Это прошедший концерт.

Лауреат международных конкурсов
Наталья Михайлова
(орган, Санкт-Петербург)

Выступлением петербургской органистки Натальи Михайловой продолжится цикл юбилейных концертов «Alma Mater», посвящённых 40-летию Органного класса Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова. В программе — сочинения немецких и итальянских композиторов эпохи барокко.

Г. Муффат сыграл значительную роль в распространении французской и итальянской музыки в Германии. О популярности композитора говорят прижизненные издания многих его сочинений. Свидетельством европейской известности Муффата могут служить также авторские предисловия к ним на нескольких языках — латинском, немецком, итальянском и французском. Наиболее известным сочинением является сборник «Apparatus musico-organisticus», в который включены 12 органных Токкат, Чакона, Пассакалия и Вариации «Nova cyclopeias harmonica». Токката № 12 си-бемоль мажор и Пассакалия из этого цикла будут исполнены на концерте.

И.К. Керль учился в Риме у Дж. Кариссими и вероятно, у Дж. Фрескобальди. В разные периоды жизни он жил при мюнхенском и венском дворах. Керль познакомил мюнхенцев с новым для них итальянским концертным церковным стилем. В венский период жизни он приобрёл известность, как клавирист. В 1658 году Леопольд I был восхищён искусством органной импровизации Керля, выступавшего на его коронации. В Вене Керль служил органистом собора св. Стефана. В программе концерта — Пассакалия ре минор.

Хоральная партита Г. Бёма «Кто вверяет себя любящему Богу» — это вариации на хоральную мелодию в светской манере. Бём был основоположником и первым классиком этого нового жанра, предназначенного для домашнего музицирования. По утверждению К.Ф.Э. Баха, его отец И.С. Бах любил и изучал творчество Бёма. Прозвучит также Хоральная обработка «Отче наш».

И. Пахельбелем написаны шесть Чакон, демонстрирующих искусное владение композитором вариационной формой. Их музыкальный язык отличается ясностью и прозрачностью фактуры, темы привлекают мелодичностью, а противосложения — рельефностью графики. Будет исполнена Чакона ре минор, творение зрелого мастера, отличающееся строгим тематическим и тональным единством.

Значительную часть программы составят известные сочинения И.С. Баха и его переложения сочинений итальянских мастеров для органа: Адажио из Концерта для гобоя с оркестром А. Марчелло и Концерт А. Вивальди ля минор. Прозвучит изящная Ария из Оркестровой сюиты № 3 Баха в транскрипции для органа соло. В заключение концерта — знаменитая Токката и фуга ре минор.

Программа концерта:

Георг Муффат (1653-1704)
Две пьесы из сборника «Apparatus musico-organisticus»:
Toккaтa № 12 си-бемоль мажор
Пассакалия соль минор

Иоганн Каспар Керль (1627-1693)
Пассакалия ре минор

Георг Бём (1661 — 1733)
Хоральная обработка «Vater unser im Himmelreich» («Отче наш»)
Хоральная партита «Wer nur den lieben Gott läßt walten» («Кто вверяет себя любящему Богу»)

Иоганн Пахельбель (1653-1706)
Чакона ре минор

Алессандро Марчелло (1669-1747) — Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор S.Z799, BWV 974/2

Антонио Вивальди (1678-1741) — Иоганн Себастьян Бах
Концерт ля минор, BWV 593:
Tempo giusto — Adagio — Allegro

Иоганн Себастьян Бах
Ария из Оркестровой сюиты № 3, BWV 1068

Токката и фуга ре минор, BWV 565

Концерт «Браво, Барокко!» прошёл в Храм св. Станислава 23 октября 2021 года.

Храм св. Станислава