De Profundis

Концерт «De Profundis»

Это прошедший концерт.

В программе:
И.С. Бах, В.А. Моцарт, А. Пярт, К. Нильсен

Лауреат международных конкурсов ЕГОР КОЛЕСОВ (орган, Санкт-Петербург)

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Фантазия и фуга соль минор, BWV 542
Хоральная обработка «Dies sind die heil’gen zehn Gebot’» из третьей части «Клавирных упражнений», BWV 678
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Адажио и Рондо для стеклянной гармоники и ансамбля, KV 617
(переложение для органа Жана Гийю)
Арво Пярт (р.1935)
Pari intervallo (1976)
Карл Нильсен (1865-1931)
Commotio, op.58 (1931)

«Из глубины взываю» — так переводится с латинского De Profundis, начальные слова 129 Псалма из Псалтиря, по содержанию представляющего собой покаянную молитву возлагающих на Бога свою надежду на спасение. В западноевропейской музыке этот псалом неоднократно использовался в качестве текстовой основы монодической и многоголосной композиции. Отражая характер Псалма, композиторы использовали его и метафорически — как некий символ глубокого страдания, переживания.

Трагичная Фантазия соль минор была сочинена И.С. Бахом после смерти первой жены. Душевной драме, развернутой в фантазии, противопоставлено тревожное, но жизнеутверждающее чувство в фуге. Прозвучит Адажио и Рондо для стеклянной гармоники и ансамбля в переложении для органа французского органиста и композитора Жана Гийю, а также Pari intervallo (1976) эстонского композитора А. Пярта, творившего для органа в оригинальном стиле tintinnabuli. Пярт сравнивает технику tintinnabuli «с белым огоньком, в котором содержатся всевозможные цвета, а чтобы различить их, нужна призма», под которой композитор подразумевает душу слушателя. При всей неповторимости пяртовского стиля, он оказался во многом созвучен эстетическим установкам своего времени — поставангарда, который, в свою очередь, явился реакцией на крайности авангардизма. Вместо предельно заостренного, субъективного самовыражения он выдвинул надындивидуальность стиля: статичное ощущение времени, сближение с религией, акцент на «магическом, ритуальном» значении музыки.

В завершении концерта прозвучит последнее сочинение выдающегося датского композитора и дирижера Карла Нильсена – Commotio. Нильсен перевёл это название, как «Движение, в том числе духовное». Он считал эту работу наиболее значительной. Создание произведения потребовало от него максимальной концентрации. Главной идеей Нильсена было воссоздать органный полифонический стиль, который, по мнению композитора, был утрачен в его эпоху.

Концерт «De Profundis» прошёл в Храм св. Станислава 15 сентября 2019 года.

Храм св. Станислава