Добрый человек из Сезуана

Концерт «Добрый человек из Сезуана»

Это прошедший концерт.

ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ СЕЗУАНА



Философская пьеса-притча



Перевод с немецкого Ю. Юзовского и Е. Ионовой, стихи в переводе Б. Слуцкого





Режиссер – Юрий Любимов

Художник - Борис Бланк

Музыка – Анатолий Васильев, Борис Хмельницкий



Действующие лица и исполнители:

1-й БОГ - Алексей Граббе

2-й БОГ - Эрвин Гааз

3-й БОГ - Никита Лучихин

ШЕН ТЕ - ШУИ ТА - Мария Матвеева / Галина Володина

ЯНГ СУН, безработный летчик - Константин Любимов

Янг Сун, безработный лётчик - Иван Рыжиков

ГОСПОЖА СУН, его мать - Лариса Маслова

ВАНГ, водонос - Дмитрий Высоцкий / Филипп Котов

ШУ ФУ, цирюльник - Тимур Бадалбейли / Игорь Пехович

МИ ТЦИ, домовладелица - Анастасия Колпикова / Маргарита Радциг

ГОСПОЖА ШИН - Татьяна Сидоренко

ПОЛИЦЕЙСКИЙ - Сергей Векслер

ЛИН ТО, столяр - Сергей Цимбаленко

ЖЕНА - Полина Нечитайло

МУЖ - Сергей Трифонов

БРАТ ВУНГ - Александр Фурсенко

НЕВЕСТКА - Екатерина Рябушинская

ДЕД - Виктор Семенов / Роман Стабуров / Игорь Пехович

МАЛЬЧИШКА - Алла Смирдан / Александра Басова

ПЛЕМЯННИЦА - Марфа Кольцова / Юлия Стожарова

ПЛЕМЯННИК - Александр Фурсенко (мл) / Антон Ануров

ТОРГОВЕЦ КОВРАМИ - Сергей Ушаков

ЕГО ЖЕНА - Юлия Куварзина / Марфа Кольцова

БЕЗРАБОТНЫЙ - Филипп Котов / Артем Болотовский

СТАРАЯ ПРОСТИТУТКА - Татьяна Сидоренко

МОЛОДАЯ ПРОСТИТУТКА - Марфа Кольцова / Юлия Стожарова

СВЯЩЕННИК - Александр Фурсенко (мл) / Антон Ануров

МУЗЫКАНТЫ - Анатолий Васильев / Михаил Лукин





Премьера – 23 апреля 1964 г.







«Добрый человек их Сезуана» – наш первый спектакль, с него начался Театр на Таганке. Он стал символом и талисманом Театра, не сходит со сцены больше полувека, и эта необыкновенно долгая жизнь спектакля продолжается вовсе не потому, что мы бережем его как талисман. Никогда Юрий Любимов не держался за спектакль, если считал его неактуальным, устаревшим, если его переставали понимать и воспринимать (хотя такого в его работе не было) зрители.



Итак, пьеса о доброте, посвящена утверждению доброты – врожденного, по мнению Брехта, свойства человека.



Боги спустились на землю и безуспешно ищут хотя бы одного доброго человека. Надо найти, если не найдут, то этому миру существовать не стоит. И наконец находят – проститутку Шен Те, человека, который не может сказать «нет».



Брехт считал, что есть человеческие категории, которые возможно изобразить и объяснить лишь в форме мифа, символа, в жанре пьес-притч. Такова имманентная и неодолимая доброта героини – Шен Те. Но куда она приведет ее, возможно ли вообще в окружающем нас мире воплощение доброты, что означает и почему существует двойственность души, как человек вынужден защищать себя – на эти вопросы пробуют ответить или задать их автор пьесы и спектакль.



На сцене положения и персонажи известные каждому, почти бытовые, узнаваемые сразу. А боги и вовсе – смешная троица в современных костюмчиках, которая ищет ночлег. И это боги, которым предстоит решить судьбу мира, в котором – мы увидим – что для человека погибель, а что спасение.



Открывая драматургию Брехта, Любимов искал особые приемы работы с артистами – они учились разговаривать с публикой, потому что у Брехта есть положения, когда автору очень важна позиция актера вне образа, его собственное отношение к действительности, актер в это время из образа выходит, оставляя его в стороне. Эти принципы брехтовского театра были по нутру Любимову и должны были, по его мнению, расширить кругозор и артиста, и зрителя, заставить думать и понимать что-то вокруг себя. В дальнейшем они заняли прочное место в художественной концепции Театра на Таганке, очертив его эстетическое пространство и способ разговора со зрителем, а также выбор тем – человеческое сердце, душа, отношения с миром, любовь… А тогда, в 60-е – годы несбывшихся надежд, поражало вообще само присутствие этого разговора, в других театрах не принятое. Зал вовлекается в действие, он не просто смотрит представление, переживает и сопереживает, но участвует.



В этом спектакле никто никем не притворяется, никого не водят за нос, не поучают. Здесь все условно и все по-настоящему. Ведь искусство театра – это не приближение к жизни и не притворное подражание ей, но иное, осмысленное, вновь созданное, больше того – создаваемое прямо на глазах художественное полотно.



Условность на сцене превращается в абсолютную достоверность, воспринимаемую непосредственно. Метафора перекрывает любую похожесть, воздействует на чувства, и действие – прямое. Боги чудные, дерево из планок, фабрика изображается хлопками в ладони, а душа рвется на две свои непримиримые и неразрывные части, и все это вызывает самые настоящие чувства и мысли, и сострадание, и слезы, и страх.







Продолжительность - 3 часа 10 мин (спектакль идет с одним антрактом)



12+

Театральное представление «Добрый человек из Сезуана» прошло в Театр на Таганке 5 июня 2019 года.

Театр на Таганке