Федра

Концерт «Федра»

Это прошедший концерт.

«Федра» – совершенно уникальный и уникально совершенный спектакль, полный магии и чувственности, вбирающий в себя силу музыкальных ритмов, красоту поэтического слова, мощь завораживающей тишины и выверенность пластического воплощения. Никто так точно не чувствует Цветаеву, как Виктюк, никто не может так горячо и тонко ее сыграть, как артисты Театра Романа Виктюка.

Классический античный сюжет пересказан Мариной Цветаевой, которую режиссер называет Великим Поэтом и чье творчество сопровождает мастера всю его жизнь.

Родилась. Влюбилась. Умерла
Я не увижу знаменитой «Федры»,
В старинном многоярусном театре… …
Я опоздал на празднество Расина… …
Измученный безумством Мельпомены,
Я в этой жизни жажду только мира,
Уйдем, покуда зрители-шакалы,
На растерзанье Музы не пришли!
Когда бы грек увидел наши игры…
Осип Мандельштам, 1915г.

В этом ироническом зачине, по существу отвергающем эстетику современного ему реалистического театра, Осип Мандельштам от своего имени и как бы от имени Марины Цветаевой – своей единомышленницы в поэзии – делает заявку на условный, субъективный мифологический характер театра, не имеющий никакого отношения ни к классицизму Расина, ни к последующей театральной традиции, «измучившей» со времен греков музу трагедии Мельпомену. Мы и прочли «Федру» Цветаевой в духе игрового мифологического студийного театра. На сцене афинская молодежная тусовка на фоне и внутри нашего здания в Сокольниках. Полутанец, полупение, полугимнастика, полуэротика задуманы как фон и исток трагических событий. Хор на сцене появляется и исчезает, играя разные роли. Этому хору передана роль Лика Федры – ее маски, роль Ипполита, роль Судьбы – так нами назван персонаж, обозначенный у Цветаевой Кормилицей. Тезей саркастически управляет на разных музыкальных инструментах мифическим процессом из-за пределов основной игровой площадки. Не будем пересказывать содержание трагедии, напомним лишь, что речь в ней идет о том, что героиня борется с пагубной страстью к пасынку Ипполиту, которую заронила в ее сердце богиня любви Афродита, мстя Тезею за измену.

Невозможно выразить словами ту энергию и страсть, которые двигали Цветаевой при написании «Федры», заставляя нас задуматься о новых, вернее, забытых в советском театре средствах театральной выразительности – о синтезе слова, музыки, ритмики, хореографии, о силе голоса, жеста и мимики в палитре актера, то есть о том, что было хорошо известно в театре Серебряного века времен Блока с его «Розой и крестом», времён молодого Таирова и Вахтангова с их Студиями, с которыми Цветаева была связана самым непосредственным образом. Мы пытаемся возродить забытую традицию «Серебряного века» русской сцены, традицию «Привала комедиантов» и «Старинного театра» Евреинова, с его имитацией разных форм театральности – от античности до постмодерна. «Миф предвосхитил, и раз и навсегда изваял все», – утверждала Цветаева. Мифы дремлют в словах и живы в царстве Идей, предвосхищая события, которые произойдут и станут их плотью. Как и в древнегреческом театре, внимание зрителя здесь сосредоточено не на внешних эффектах, а на героях, которых играют мужчины. Фигуры актёров похожи на фрески Микеланджело, хор – часть легенды, ее атмосфера. По словам Виктюка, «Федра» – это полутанец, полупение, полугимнастика, полуэротика.

Создатели спектакля:
Автор – МАРИНА ЦВЕТАЕВА
Режиссура, музыкальная и пластическая партитура – РОМАН ВИКТЮК
Сценограф – ВЛАДИМИР БОЕР
Режиссёр по пластике – ВЛАДИМИР АНОСОВ
Художник по костюмам – ЕЛЕНА ПРЕДВОДИТЕЛЕВА
Художник по свету – СЕРГЕЙ СКОРНЕЦКИЙ
Звукорежиссёр – ЛЮДМИЛА ПЛАТОНОВА
Ассистент режиссёра – АНДРЕЙ БОРОВИКОВ
Помощник режиссёра – ЛЮДМИЛА ИСАКОВИЧ

Действующие лица и исполнители:
Лик Федры, её маска – засл. артист России ДМИТРИЙ БОЗИН
Ипполит – ИГОРЬ НЕВЕДРОВ
От автора – РОМАН ВИКТЮК
Судьба – ИВАН ИВАНОВИЧ
Тезей – АНТОН ДАНИЛЕНКО
Хор – НАИЛЬ АБДРАХМАНОВ, КОНСТАНТИН АВДЕЕВ, АРТЁМ БАННИКОВ, ДМИТРИЙ ГОЛУБЕВ, СЕРГЕЙ ЗАХАРИН, АЛДАР КОГАЕВ, ДМИТРИЙ КОНДРАШОВ, СТАНИСЛАВ МОТЫРЕВ, МИХАИЛ ПОЛОВЕНКО, АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВ, ИВАН СТЕПАНОВ, АЛЕКСЕЙ СЫЧЕВ, ИГОРЬ ТЕНСИН, АЛЕКСАНДР ТИТАРЕНКО, МИХАИЛ УРЯНСКИЙ

Продолжительность: 2 часа (без антракта)

Театральное представление «Федра» прошло в Театр Романа Виктюка 17 октября 2020 года.

Театр Романа Виктюка