Иммерсивная опера «Иоланта»

Концерт «Иммерсивная опера «Иоланта»»

exclamation-triangle

Это прошедший концерт.

В Москве откроется первый независимый оперный театр

6 и 7 декабря в Москве премьерой «Иоланты» откроется первый в современной России независимый оперный театр — Московский оперный дом (МОД). «Иоланта» — опера полного погружения, действие которой развернется вокруг зрителей, а отсутствие привычной сцены позволит каждому оказаться внутри спектакля. Режиссер Александр Легчаков и основатели театра известны московской публике благодаря опере-променад «Пиковая дама» — первой в мире опере в иммерсивном формате. Основным пространством МОДа станет TROYKA Multispace.

«В Москве более 300 театров, а оперных из них — менее 10. При этом поклонников оперы с каждым годом все больше, особенно среди молодого поколения. Нашу «Пиковую даму» посмотрели более 10 000 человек, многие из которых были на опере впервые, и они хотят еще больше спектаклей в современном формате, — рассказывает художественный руководитель Московского оперного дома Александр Легчаков. — Задача МОДа — открыть новые имена, сделать оперу доступной и показать, насколько актуальным и свободным может быть этот жанр. При этом мы будем следовать традициям театра Покровского, то есть камерной оперы. Камерность позволяет приблизить спектакль к публике, увеличить эмоциональный накал».

Первая премьера театра «Иоланта» будет сочетать в себе классику и современность, а зрители, которых будет всего 80 на каждом спектакле, расположатся максимально близко к артистам и станут соучастниками действа. Помимо «Иоланты», в репертуар МОДа войдут опера-променад «Пиковая дама», получившая в 2018 году Национальную премию «Онегин» в номинации «Событие. Оперное притяжение», постановка «Метель» по повести Александра Пушкина на музыку Георгия Свиридова, опера британского композитора Густава Холста «Савитри», спектакль «Детский альбом» на музыку Петра Чайковского, программа русских романсов, вечер неаполитанской музыки с Петром Наличем. Также запланирована образовательная программа, в рамках которой будут проходить лекции и мастер-классы с ведущими деятелями оперного и театрального искусства.

ИОЛАНТА

«Иоланта» — последняя опера Петра Чайковского, одно из самых светлых произведений великого композитора. Была написана в 1891 году, через год после «Пиковой дамы». Премьера состоялась на сцене Мариинского театра в 1892 году.

Согласно либретто, написанному братом композитора Модестом Чайковским, Иоланта — дочь короля Рене, слепая от рождения. Король оберегает ее и делает все, чтобы она не узнала о своем недуге: никто из обитателей замка не говорит ей об этом. Вскоре в королевский сад случайно приходят два рыцаря: Роберт, в детстве обрученный с Иолантой и желающий расторгнуть помолвку, и его друг Водемон. Последний, видя девушку, влюбляется в нее и невольно открывает тайну. Рене приходит в ярость и грозится казнить Водемона, если Иоланта не прозреет. Искренне желая спасти рыцаря, она прозревает. Король благословляет Водемона и Иоланту на брак, расторгнув ее помолвку с Робертом.
В Московском оперном доме действие спектакля развернется в двух залах, которые превратятся в «сад на краю земли». Партию Водемона исполнит Петр Налич, среди исполнительниц партии Иоланты — Ксения Мусланова, солистка Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. За музыку отвечает живой оркестр из 40 человек под управлением Андрея Рейна.

МОСКОВСКИЙ ОПЕРНЫЙ ДОМ

МОД станет первым российским частным оперным театром с постоянным репертуаром и площадкой, открытым за последние 100 лет. Одна из его основных целей — популяризация жанра, поэтому спектакли будут представлены в современном формате: променада, иммерсивных и интерактивных постановок. Театр расположится в старинной усадьбе Гончарова-Филипповых. Когда-то она принадлежала деду жены Александра Пушкина Натальи Гончаровой, который был вынужден продать особняк, чтобы расплатиться с многомиллионными карточными долгами. Старинный особняк не подразумевает привычной сцены и зрительного зала: артисты и гости будут находиться в едином пространстве.

Идея сделать свой театр появилась у основателей МОДа после успеха оперы-променад «Пиковая дама». Премьера спектакля прошла в октябре 2017 года, и с тех пор его показали более 270 раз, постановка получила зрительское и профессиональное признание.

«Для нас очень важна независимость. Московский оперный дом существует исключительно за счет спонсоров и вырученных от продажи билетов средств, — рассказывают продюсеры театра Андрей Исповедников и Алексей Лысов. — При этом необходимо выдержать баланс между коммерческим успехом и качеством постановок. Ведь мы имеем дело с самым сложным сценическим жанром — оперой, а значит, обязаны делать все на высшем уровне».

Художественный руководитель Московского оперного дома Александр Легчаков — режиссер, сценарист, актер и музыкант. В 2008 стал автором идеи хип-хоперы «Копы в огне» и исполнителем роли копа Козульски. В 2017 году выпустил оперу-променад «Пиковая дама». В 2019 году представил оперу «Иоланта» на Камерной сцене Большого театра в рамках лаборатории New Opera World.

Вдохновением для создателей Московского оперного дома стала дореволюционная Частная опера Саввы Мамонтова. Ее расцвет пришелся на 1896–1899 годы, когда в театре работал Федор Шаляпин. В 1897 году Мамонтов пригласил в театр молодого Сергея Рахманинова, который впервые выступил здесь как дирижер. Над оформлением спектаклей работали Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Исаак Левитан, Валентин Серов и другие. На сцене Частной оперы состоялись премьеры 13 опер русских композиторов, в том числе «Садко», «Царской невесты» и «Сказки о царе Салтане» Николая Римского-Корсакова. Впервые московской публике были представлены «Хованщина» Модеста Мусоргского, «Орлеанская дева» Петра Чайковского.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

1. В 1883 году в журнале «Русский вестник» была опубликована повесть Генрика Герца «Дочь короля Рене». Петр Чайковский был очарован произведением и задумал написать оперу на этот сюжет. «Дочь короля Рене — это богатейший для музыки сюжет, способный согреть и вдохновить меня до того, что я не сомневаюсь в успехе», — писал композитор.
2. За 4 года до премьеры оперы «Иоланта», в 1888 году, «Дочь короля Рене» в обработке писателя Владимира Зотова поставили в Малом театре. Впоследствии версию Зотова взял за основу Модест Чайковский для либретто «Иоланты».
3. Изначально «Иоланта» — одноактная опера. Во времена Чайковского считалось, что она не может занимать одного театрального вечера, поэтому композитор планировал объединить ее с балетом «Щелкунчик». В этом формате в Мариинском театре в 1892 году прошли премьеры оперы и балета. Чайковский также предложил Сергею Рахманинову давать его первую оперу «Алеко» в один вечер с «Иолантой».
4. В период работы над «Иолантой» Чайковский увлекался философией Бенедикта Спинозы, которая привлекала композитора своей любовью к человеку. Многие исследователи прослеживают связь между некоторыми идеями философа и словами героев оперы.
5. В середине XIX века русский оперный театр отставал от драматического. Русская оперная школа только набирала силы, а императорский двор, которому принадлежали главные оперные театры, поддерживал исключительно итальянскую оперу. В последней трети XIX века русская опера стала сложившимся феноменом. Немаловажную роль в этом сыграли частные оперные антрепризы.

Театральное представление «Иммерсивная опера «Иоланта»» прошло в Troyka Multispace 6 декабря 2019 года.

Troyka Multispace