K-FEST 2019: «Aria secunda». Борис Казачков

Концерт «K-FEST 2019: «Aria secunda». Борис Казачков»

Это прошедший концерт.

Второй концерт международного фестиваля клавирной музыки K-FEST (30.06 — 14.07.2019). Концептуальный центр первого сезона K-FEST — затерянная жемчужина клавирного репертуара эпохи барокко, сборник Иоганна Пахельбеля «Hexachordum Apollinis». Состоящий из шести арий (тем с вариациями) для органа или клавесина, сборник стал прообразом основной программы фестиваля: каждый концерт в ней вдохновлён своей арией.
Программу «Aria Secunda» исполнит Борис Казачков — органист, музыковед, мыслитель, который во всех этих качествах неизменно обращается к трансцендентальной природе музыки, её глубинному сакральному смыслу. Его выступление на K-FEST выстроено как нумерологический ребус в духе самого сборника «Hexachordum Apollinis»: слушателям предстоит погрузиться в таинственный мир шифров и кодов, завязанных на числа «три» и «семь». В концерте 3 июля (третьего числа седьмого месяца) прозвучит 3+7 = 10 произведений, по три от трёх крупных авторов: Джироламо Фрескобальди, Иоганна Якоба Фробергера и Иоганна Пахельбеля — замыкать же концерт будет обработка в трёх вариациях на хорал, посвящённый св. Троице, написанная малоизвестным средненемецким композитором Иоганном Фридрихом Альберти.

Шифровки будут и в конкретных произведениях программы: «Бергамаска» Фрескобальди представляет собой семь парафраз одной темы, что перекликается с семичастностью большинства арий «Hexachordum Apollinis»; фантазия же Фробергера на мотив «соль-ля-ре» пронизана зачарованными мотивно-буквенными воззваниями к солнцу (sol-la-re = solare — (итал.) солнечный).

Программа концерта позволяет проследить увлекательную генеалогию южнонемецкой органной школы, которая восходит к итальянцу Фрескобальди и его ученику немцу-космполиту Фробергеру. Музыка же самого Пахельбеля, пожалуй, самого важного композитора южнонемецкого барокко, предвосхищает наступление новой эпохи — классицизма.

По окончании концерта слушателей ждёт экскурсия к органу.

Исполнитель: Борис Казачков — орган

Клавирная музыка — явление, отрицающее теорию эволюции. Инструменты, объединённые понятием «клавир», — орган, клавесин, клавикорд и их бесчисленные вариации — не расставлены рукой прогресса в направлении мнимого совершенства, фортепиано: каждый в этой большой семье занимает своё место, в точности отвечая эстетике своего времени.

K-FEST приглашает всех открыть для себя мир клавирной культуры без купюр, недомолвок и предрассудков. С 30 июня по 14 июля состоится семь концертов, раскрывающих различные грани музыки для старинных клавишных; их дополнит обширная образовательная программа — рассказы об инструментах и произведениях, которые для них создавались. Проводником в этом путешествии станет немецкий композитор эпохи барокко, органист и знаток нумерологии Иоганн Пахельбель, клавирный сборник которого «Hexachordum Apollinis» в этом году подсказал идею программы фестиваля.

Дом фестиваля — лютеранская церковь Св. Екатерины на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Важная точка в российском ландшафте органной культуры и старинной музыки, церковь располагает уникальной коллекцией клавиров, а её органисты Григорий Варшавский и Андрей Коломийцев — признанные специалисты в области исторически информированного исполнительства. Этим летом темп музыкальной жизни здесь впервые ускорится до фестивального — отличная возможность в короткий срок узнать все секреты этого места. Пока же организаторы выдают один: по тайной договорённости с Иоганном Пахельбелем музыка планет над церковью Св. Екатерины на время K-FEST умолкать не будет.

Концерт «K-FEST 2019: «Aria secunda». Борис Казачков» прошёл в Лютеранская церковь Святой Екатерины 3 июля 2019 года.

Лютеранская церковь Святой Екатерины