Как создается оперный спектакль

Концерт «Как создается оперный спектакль»

Это прошедший концерт.

Исполнители: солисты и артисты балета Мариинского театра, симфонический оркестр Мариинского театраАвтор сценария и ведущая – Наталия ЭнтелисБалетмейстер-репетитор – Дмитрий КорнеевРежиссер – Александр МаскалинПродолжительность — 1 часБалетный спектакль – яркое, незабываемое зрелище. Удовольствие от спектакля получают все – и те, кто ничего не знает об искусстве балета, и настоящие знатоки и ценители. Но насколько интереснее смотреть спектакль, если понимаешь замысел постановщика, разбираешься в тонкостях языка танца, самостоятельно можешь оценить по достоинству искусство балерины или танцовщика!Первые шаги на этом пути мы и предлагаем сделать тебе, дорогой зритель. Для начала будущий знаток балета должен знать, что: • искусство, которое сегодня называют классическим балетом, родилось в Средние века в Италии, но расцвета популярности достигло во Франции, а затем распространилось по всему миру. Поэтому главным языком классического балета стал французский. Именно его изучают учащиеся балетных школ, студий и академий, так же как будущие певцы учат итальянский; • в основе слова балет – латинское балло, что значит танцую. Ты без труда вспомнишь ещё одно слово, образованное от этого корня. Вспомнил? Правильно, бал. Великолепные балы были украшением празднеств при дворе французских королей. Знатные дамы и кавалеры (среди них – сам король!) в пышных костюмах увлечённо демонстрировали своё умение танцевать. Требовались особая подготовка, месяцы обучения, чтобы блеснуть грацией и отточенной техникой. Это был огромный труд. Неудивительно, что скоро придворные сочли, что лучше спуститься со сцены в зал и стать зрителями. А любовались они уже искусством профессиональных танцовщиков, для обучения которых открыли специальные школы; • сначала сюжет балетного представления объясняли актёры, пели певцы. Но постепенно балет отказывался от слов, а истории стали рассказывать только языком танца. Как это сделать придумывали балетмейстеры – мастера балета. Другое название этой профессии – хореограф, а искусство балета – хореография, от древнегреческих слов хорео (пляшу) и графо (пишу); • движения танца, сочиненные хореографом, могут быть записаны на бумаге с помощью специальных знаков и сохранены для других поколений; • балет – это музыкальный спектакль, как и опера. Многие балетные сцены строятся как в оперном спектакле. Например, сольный танец – это своего рода ария; дуэт в балете называется па-де-де (дословно – шаг вдвоем), трио – па-де-труа. В балетном спектакле есть даже свой хор, он называется кордебалет; • отношения балетного театра с композитором могут быть разными. Иногда балетмейстер сочиняет балет на уже готовую музыку. Но часто бывает, что композитор и балетмейстер вместе создают будущий спектакль. Вот примеры из репертуара Мариинского театра: балет «Спящая красавица» Петр Чайковский сочинил по подробному плану балетмейстера Мариуса Петипа, а Сергей Прокофьев писал музыку будущего балета «Ромео и Джульетта» специально по заказу театра, не раз обсуждая новые номера с балетмейстером и танцовщиками; • незаменимые участники балетных спектаклей – художники. Декорации и костюмы придумывали многие знаменитые из них. Даже великий Леонардо да Винчи создал немало эскизов костюмов и оформления для пышных спектаклей своего времени. Наталья Энтелис

Театральное представление «Как создается оперный спектакль» прошло в Мариинский театр 24 ноября 2019 года.