Концерт «Барокко навсегда!»

Концерт «Концерт «Барокко навсегда!»»

Это прошедший концерт.

Российский камерный оркестр

Художественный руководитель – Павел Романенко

СолистыАлексей Мазур (флейта)Эмиль Мирославский (гобой)Роман Филипов (скрипка)Программа концерта:

ВивальдиКончерто гроссо для двух скрипок, виолончели, струнных и бассо континуо«Щегленок» (Il Gardellino), концерт для флейты, струнных и бассо континуоСоната «La Folia» для струнных и бассо континуоТелеманКонцерт для гобоя, струнных и бассо континуо, ре минор, TWV 51: d2 (редакция Вольфганга Хиршмана) (российская премьера)БахКонцерт № 1 для скрипки, струнных и бассо континуоБибер«Баталия» для струнных и бассо континуоВедущий концерта – Александр Водопьянов

Важным открытием барокко стала выразительная мощь, заключенная в инструментальной музыке. Игра с тембрами различных струнных и духовых, их повествовательный и живописный потенциал, простор для звукописи и звукоимитации – военные фанфары, щебет птиц, гул землетрясений – всё это чрезвычайно увлекало композиторов барокко. Инструментальная музыка перестала служить лишь роскошным украшением для вокала и зазвучала без всякого пения даже в храмах, превращая службу в увлекательный концерт.

Программа «Барокко навсегда!» распахнёт перед любознательным слушателем дверь в удивительный мир музыкального языка эпохи барокко, осветит неслыханное богатство творческих выдумок композиторов этого знаменательного исторического периода и познакомит с его самыми впечатляющими шедеврами.

Итак, перед нами католическая Италия. Здесь любят эстетство и Вивальди пишет гедонистическую музыку – это солнечное итальянское барокко. Лучше всего известны инструментальные концерты Рыжего монаха (их у него порядка полутысячи). Щеглёнок – одно из самых эффектных достижений композитора в данном жанре. Вивальди использует в нём виртуознейшие трели в подражание пению пернатого. Кончерто гроссо («большой концерт») – ранний вид симфонической музыки, наполненной мощными контрастами. Португальский танец «La Folia» в прочтении великого венецианца изыскано размерен и величав. Музыка Вивальди очень типична для итальянского барокко: нарядная, энергичная, драйвовая, местами почти рок-н-ролльная, она чрезвычайно привлекательна для современного слушателя.

Второе отделение перемещает нас на Север. В лютеранской Германии стремились к чистоте веры через отказ от лишнего. Однако Бах, подлинный её сын, был не чужд светскости. Первый скрипичный концерт тому замечательное доказательство – он полон итальянского танцевального жизнелюбия и французского шика. Гобойный ре минорный концерт деятельного Телемана, близкого друга Баха, тоже далёк от патетики церковной музыки. «Баталия», созданная лучшим скрипачом XVII века, одним из самых поразительных композиторов австрийского барокко Бибером полна неожиданностей – это захватывающе-виртуозная звукопись приготовлений к битве и сражения.

Концерт «Концерт «Барокко навсегда!»» прошёл в Соборная палата 8 июля 2021 года.

Соборная палата