Концерт «Canto. Елена Поповская»

Концерт «Концерт «Canto. Елена Поповская»»

Это прошедший концерт.

CANTO – утончённые вокально-инструментальные миниатюры

Исполнители –

Елена ПОПОВСКАЯ (сопрано)

Яков КАЦНЕЛЬСОН (фортепиано)

Квартет солистов оркестра Большого театра России
- Игорь ЦИНМАН (I скрипка)
- Дмитрий НОВИКОВ (II скрипка)
- Михаил КОВАЛЬКОВ (альт)
- Арсений БЕЗНОСИКОВ (виолончель)

Программа концерта –

Руджеро ЛЕОНКАВАЛЛО
• Апрель ("Aprile")

Джакомо ПУЧЧИНИ
• "Солнце и любовь" ("Sole e amore")
• "Земля и море" ("Terra e mare")

Ференц ЛИСТ
• "Канцонетта Сальватора Розы" для фортепиано из цикла "Годы странствий" (Италия)

Франческо Паоло ТОСТИ
• "Рассвет" ("L’alba separa dalla luce l'ombra")
• "Уста" ("A Vucchella")

Никколо ПАГАНИНИ
• Интродукция и вариации для скрипки соло на тему "Nel cor piu non mi sento" из оперы Дж.Паизиелло "Прекрасная мельничиха", op. 38

Риккардо ДЗАНДОНАИ
• "Совёнок" ("L’Assiuolo")

Ференц ЛИСТ
• "Траурная гондола" для фортепиано

Пьетро МАСКАНЬИ
• "Серенада" ("La Serenata")
• "Любит… не любит" ("M’ama, non m’ama”)
• "Ave Maria" /в переложении Екатерины БУЗОВКИНОЙ для сопрано, фортепиано и струнного квартета/

Личинио РЕФИЧЕ
• "Тень облака" ("Ombra di nube") /в переложении Екатерины БУЗОВКИНОЙ для сопрано, фортепиано и струнного квартета/

Джакомо ПУЧЧИНИ
• Миниатюра "Хризантемы" для струнного квартета, S. 65

Ференц ЛИСТ
• "У кипарисов виллы д'Эсте" для фортепиано из цикла "Годы странствий" (Италия)
• "Фонтаны виллы д'Эсте" для фортепиано из цикла "Годы странствий" (Италия)

Отторино РЕСПИГИ
• "Закат" ("Il tramonto"), лирическая поэма для меццо-сопрано и струнного квартета на стихи П. Шелли

Программа представлена Концертным агентством BASSMANN

"Апрель" – нежная песня Леонкавалло, перу которого принадлежит бессмертная опера "Паяцы", о зарождающейся весне и обновлении чувств.

"Солнце и любовь" – жизнерадостный гимн солнцу, любви и музыке от Пуччини – создателя "Тоски", "Богемы" и других оперных шедевров на все времена.

"Земля и море" – лаконичный и очень проникновенный рассказ Пуччини о влечении к силе морской стихии, в котором герой, слыша в ночи шум тополей, грезит о встрече с волнами.

"Канцонетта Сальватора Розы", "У кипарисов виллы д'Эсте", "Фонтаны виллы д'Эсте" из цикла "Годы странствий" – музыкальные зарисовки на темы впечатлений, полученных Листом во время путешествий по Италии. От произведений великих мастеров итальянского Возрождения, как в "Канцонетте Сальватора Розы", в основе которой лежит подлинная мелодия выдающегося итальянского художника, поэта и музыканта XVII века. От эмоциональных переживаний, как в погребальных траурных песнях "У кипарисов виллы д'Эсте". От восхищения великолепием и красотой знаменитой виллы, как в "Фонтанах виллы д'Эсте".

"Рассвет" и "Уста" – два прекрасных романса, сочинённых Тости, автором самых модных и раскупаемых хитов в Англии второй половины XIX века, пережили своё время и вот уже более ста лет составляют наиболее эффектную часть репертуара многих оперных певцов. В первом метафорично говорится о переходе между жизнью и смертью, во втором звучит тонкий намёк на бренность всего сущего.

Интродукция и вариации для скрипки соло на тему "Nel cor piu non mi sento" из оперы Дж.Паизиелло "Прекрасная мельничиха", op. 38 – в основе виртуозного шедевра Паганини для скрипки без сопровождения лежит мелодия из знаменитой оперной арии. В ней любовь описывается такими словами, как "дразнить", "кусать", "щипать", "мучить" и "отчаиваться", замечательно подходящими для описания ощущений скрипача, которому предстоит играть это инфернальное произведение – его исполнение волнует так же сильно, как катание на американских горках.

"Совёнок" – песня известного музыкального деятеля Италии Риккардо Дзандонаи на тревожные стихи Джованни Пасколи, представляющая ночь как мир, полный таинственных событий, предвещающих беду.

"Траурная гондола" – порождение глубоких личных переживаний композитора. Лист написал две версии, первая (как он позднее уверял) была навеяна предчувствием смерти Вагнера в Венеции в 1883 году, а вторая – самой смертью. Какая трагическая музыка! Можно услышать, как тёмная вода скорбно плещется о берег, крики одетых в чёрное гондольеров, молитвы убитых горем скорбящих.

"Серенада", "Любит… не любит", "Ave Maria" – три композиции Масканьи, сочинившего триумфальную веристскую оперу "Сельская честь". "Серенада" – два восхитительных куплета на сладкий и романтический текст. "Любит… не любит" ("Сцена гадания") – искрометная, дразнящая песня, чья героиня заигрывает с судьбой. Наконец, "Ave Maria" ("Радуйся, Мария") – гимн на музыку из интермеццо главного творения Масканьи и текст Пьеро Маццони.

"Тень облака" – ставшее очень популярным страстное, взволнованное воззвание к небесам с мольбой о жизни, полной света и ярких красок, придуманное композитором и священником Личинио Рефиче, прославившегося своим новаторским подходом к духовным сочинениям. Рискуя престижными должностями, он использовал в мессах и ораториях простонародный язык как средство более прямого общения с верующими.

"Хризантемы" – мы знаем Пуччини как одного из наиболее успешных и знаменитых оперных композиторов, однако в его каталоге есть дивное произведение в жанре струнного квартета. Пьеса создана на внезапную смерть друга композитора, герцога Амадео ди Савойя из Аоста, молодого итальянского принца, отрекшегося от испанского престола. Хризантема – цветок скорби и героизма в итальянской традиции – стала красивым и очень символичным названием для элегической миниатюры. Музыка квартета нравилась самому Пуччини настолько, что он использовал её в опере "Манон".

"Закат" – на стихи Шелли, повествующие о юной любви, оборвавшейся в результате трагедии, считается одним из величайших шедевров Респиги. Это чистая музыкальная поэзия, интенсивная в своей выразительности, кристально прозрачная, но красочная в инструментовке и нежная в гармониях.

Елена Поповская – приглашённая солистка Большого и Мариинского театров. Окончила теоретико-композиторское отделение ГМУ им. Гнесиных, параллельно занимаясь вокалом в классе М. Ланды, а затем Московскую консерваторию (класс К. Кадинской). Выступала в театре Ла Монне. Колон, Лисео, Римская опера, Английская национальная опера, Латвийская национальная опера, на фестивалях Арена-ди-Верона и Пуччини в Торре-дель-Лаго, сотрудничала с Московским театром "Новая опера". Получила номинацию на "Золотую маску" за партию Ярославны. В репертуаре певицы более 20 драматических партий.

Яков Кацнельсон – доцент Московской консерватории, где получил высшее образование и окончил аспирантуру (класс профессора Э. Вирсаладзе). Лауреат международных конкурсов в Калуге, Трапани (Италия), Тбилиси, имени С. Т. Рихтера в Москве. Дипломант Х Международного конкурса И. С. Баха в Лейпциге, конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе и Международного конкурса имени Клары Хаскил в Веве. Участник значительных международные фестивалей, он выступает в главных концертных залах России и Европы, в том числе в ведущими оркестрами и в камерных ансамблях с прославленными исполнителями.

Игорь Цинман – потомственный музыкант, выпускник Московской консерватории (класс профессора С. Кравченко) и Высшей школе музыки в Майнце (класс профессора А. Ших). Лауреат международных музыкальных конкурсов: "Классическое наследие", имени Джордже Энеску. В 2012 избран заместителем концертмейстера Филармонического оркестра города Гиссен (Германия), с 2015 – заместитель концертмейстера симфонического оркестра Большого театра России.

Дмитрий Новиков – выпускник Московской консерватории (класс профессора А. Тростянского). Участник концертных программ Благотворительного Фонда В. Спивакова, стипендиат Фонда "Русское исполнительское искусство" и Фонда Мстислава Ростроповича. С 2012 года – солист симфонического оркестра МАМТ им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, с 2018 года – артист симфонического оркестра Большого театра России.

Михаил Ковальков – выпускник Московской консерватории (класс профессора Ю. Тканова). Обладатель наград национальных и международных конкурсов в сольных программах и в составе камерных ансамблей. Как солист выступал со многими симфоническими и камерными оркестрами, в их числе ГАСО им. Светланова, АСО Московской филармонии, камерный оркестр Солисты Москвы. В 2015 выиграл конкурс на место солиста и концертмейстера группы альтов симфонического оркестра Большого театра России.

Арсений Безносиков – выпускник Московской консерватории (класс профессора А. Селезнёва). Победитель Международного конкурса "Новые Имена" в двух номинациях: соло и в составе трио (2008), XV Международного конкурса им. М. Юдиной в номинации "Камерные Ансамбли" (2014 год). Обладатель гранта по поддержке талантливой молодёжи, премии Дениса Мацуева. Стипендиат фондов "Новые Имена", Ю. Розума. Солист-концертмейстер группы виолончелей симфонического оркестра Большого театра России.

Концерт состоится в Соборной палате, истинном шедевре возрождённой старинной архитектуры. Роскошь убранства в лучших традициях дворцовых интерьеров XVIII-XIX веков, огромное внутреннее пространство, изумительная акустика – всё это позволяет причислить Соборную палату к первоклассным концертным залам современной Москвы.

Концерт «Концерт «Canto. Елена Поповская»» прошёл в Соборная палата 14 ноября 2021 года.

Соборная палата