Концерт «Французский манифест. Казазян, Тарасевич-Николаев, Сидягина Мазур и Квартет «Ribelion»

Концерт «Концерт «Французский манифест. Казазян, Тарасевич-Николаев, Сидягина Мазур и Квартет «Ribelion»»

Это прошедший концерт.

Серия концертов "Французский манифест" – это будоражащее прикосновение к феномену французской музыки

Исполнители –

Солисты •
Гайк КАЗАЗЯН (скрипка)
Арсений ТАРАСЕВИЧ-НИКОЛАЕВ (фортепиано)

Оксана СИДЯГИНА (арфа)
Алексей МАЗУР (флейта)

Rebellion Quartet
– Иван НАБОРЩИКОВ (скрипка)
– Инна ЯКУШЕВА (скрипка)
– Любовь ЛАЗАРЕВА (альт)
– Илья МИХАЙЛОВ (виолончель)

Тамара ЖУКОВА (контрабас)

Программа концерта –

Клод ДЕБЮССИ
• "Священный танец" и "Светский танец" для арфы и струнного квинтета

Жан ФРАНСЕ
• Квинтет для флейты, арфы и струнного трио

Андре КАПЛЕ
• "Фантастическая сказка" по рассказу Эдгара Аллана По "Маска красной смерти" для арфы и струнного квартета

Артюр ОНЕГГЕР
• Прелюдия и постлюдия к пьесе Джона Миллингтона Синга "В сумраке долины" для флейты, арфы и струнного квартета
российская премьера

Морис РАВЕЛЬ
• "Ночной Гаспар" для фортепиано

Эрнест ШОССОН
• Поэма для скрипки, струнного квартета и фортепиано
российская премьера

Программа представлена Концертным агентством BASSMANN

"Священный танец" и "Светский танец" для арфы и струнного квинтета – написаны по заказу фирмы Плейлель, создавшей новый тип арфы и желавшей продемонстрировать исключительные возможности своего инструмента. Шедевр Дебюсси не смог спасти неповоротливую разработку, зато стал одним из лучших камерных произведений с участием арфы. Священный и светский танцы без пауз соединены в единое целое. Контраст между ними – это полярность духа и тела, бесплотного и телесного, неба и земли. Первый танец пронизан древней грацией, внушающей благоговение. Второй танец начинается с нежного вальса первозданной красоты.

Квинтет для флейты, арфы и струнного трио – самобытное произведение двадцатидвухлетнего Жана Франсе. Великая Надя Буланже считала молодого композитора одним из лучших, если не лучшим, из своих учеников, а в их числе был Астор Пьяццолла, Аарон Копланд, Дариус Мийо, Джордж Гершвин, Филипп Гласс, Мишель Легран и многие другие легендарные артисты, определявшие музыкальную повестку XX века. Стиль квинтета отличает разнообразие, лёгкость и остроумие – его автор любил повторять, что хочет доставлять публике удовольствие своей музыкой.

"Фантастическая сказка" по рассказу Эдгара Аллана По "Маска красной смерти" для арфы и струнного квартета – увлекательный, но жутковатый рассказ По был очень популярен в эпоху символизма. К нему восходят образы из сочинений Андрея Белого, Эндрю Ллойда Уэббера, Стивена Кинга и многих других художников. Но великолепное, сочное произведение Капле входит в число лучших творческих переосмыслений оригинального текста. Одна из экстравагантных находок композитора – представить смерть игрой на арфе – инструменте, который обычно используется для озвучивания сентиментальных тем.

Прелюдия и постлюдия к пьесе Джона Миллингтона Синга "В сумраке долины" для флейты, арфы и струнного квартета – Онеггера привлёк поэтический фарс, основанный на ирландском фольклоре. В грозовую ночь бродяга просится на постой в дом, где лежит, укрытый простынёй и считающийся мёртвым, хозяин, чья жена впускает и странника, и своего сердечного друга, за которого хочет выйти замуж как можно скорее. Посиделки прерываются внезапным появлением "покойника", требующего от собеседников немедленно покинуть его жилище. В музыке всё происходит очень быстро – пять минут эмоциональных инструментальных высказываний – и неверная оказывается на улице вместе с пригретыми ею проходимцами.

"Ночной Гаспар" – три поэмы для фортепиано по Алоизиусу Бертрану – иллюстрирует ирреальный мир ночных сновидений, населённый странными существами, полный галлюцинаций и ужасов, созданный французским писателем, родоначальником жанра стихотворение в прозе. И до триптиха Равель сочинял музыку, вдохновлённую стихами, был экспертом в создании ярких описательных музыкальных повествований. Но в "Гаспаре" он доходит до вершин этого таланта, передавая мельчайшие нюансы стихов в очень выразительной, почти живописной музыке.

Поэма для скрипки, струнного квартета и фортепиано – интересная авторская редакция знаменитого произведения Шоссона, написанного по мотивам фантастической повести Тургенева "Песнь торжествующей любви" и предназначенного для его друга, великого скрипача Эжена Изаи. В версии с квартетом композитор хотел объединить два смысла: идею концертного произведения в исконном французском стиле и концепцию музыкальной формы, свободной от ограничений романтического концерта предыдущего поколения.

Гайк Казазян – ученик легендарного скрипичного педагога Народного артиста СССР, профессора Эдуарда Грача (Московская консерватория) и Ицхака Рашковского (Королевский колледж музыки в Лондоне). Лауреат международных конкурсов: им. Венявского в Познани, им. Чайковского в Москве, им. Маргерит Лонг и Жака Тибо в Париже, им. Джордже Энеску в Бухаресте. Выступал в большинстве стран Европы, в США и Канаде, а Японии и Южной Корее. Осуществил сольные записи для фирмы Delos, транслировался телеканалом MEZZO и радиостанцией БиБиСи. С 2008 года преподаёт в Московской консерватории.

Арсений Тарасевич-Николаев – выпускник Московской консерватории (класс Народного артиста РСФСР, профессора Сергея Доренского). Лауреат I премии V Международного конкурса пианистов им. А.Н. Скрябина в Москве, пианистических первенств в Кливленде (США), им. Эдварда Грига (Норвегия), в Сиднее (Австралия). Сотрудничает со звукозаписывающими компаниями Decca Classics и Universal Music. Гастролирует в странах Европы, Азии, Северной Америки, в Австралии. Релиз CD с русской музыкой XX века получил высокие оценки критиков – и был назван "самым выдающимся дебютным альбомом за последнее время" (журнал Gramophone, 2018).

Оксана Сидягина – концертирующая арфистка, профессор Русской консерватории им. Рахманинова в Париже, солистка знаменитого российского оркестра без дирижёра "Персимфанс". Окончила Московскую консерваторию в классе профессора Эмилии Москвитиной. Является обладательницей многочисленных конкурсных наград, включая четыре первые премии в международных состязаниях во Франции, Италии и России. Оксана одинаково успешно зарекомендовала себя в качестве виртуозной солистки и искусного ансамблиста в академическом музыкальном мире и роли перформера-новатора в авангардных кругах.

Алексей Мазур – бессменный концертмейстер группы флейт МГАСО п/у Павла Когана с 2008 года. Окончил Московскую консерваторию (класс Народного артиста РСФСР, профессора А.В. Корнеева). Выступает как солист с известными российскими коллективами, среди которых БСО им. П.И. Чайковского и Московский камерный оркестр "Musica Viva". Любит ансамблевое музицирование, в этом качестве он неоднократно играл значимые мировые премьеры, в том числе принимал участие в первом публичном исполнении камерных сочинений Антонина Дворжака (Серенада для флейты, скрипки, альта и треугольника) и Рихарда Штрауса ("Дуэль" для флейты, фагота и струнного квартета).

Rebellion Quartet – передовой струнный ансамбль, состоящий из одарённых студентов Московской консерватории, лауреатов международных конкурсов. Скрипачи Иван Наборщиков и Инна Якушева, альтистка Любовь Лазарева и виолончелист Илья Михайлов вырабатывают свой неповторимый стиль под руководством легендарного инструменталиста Заслуженного артиста России, виолончелиста Государственного квартета имени Бородина, доцента Владимира Бальшина. Маэстро передаёт участникам квартета свой опыт, а они наполняют традиционные музыкальные модели новыми смыслами.

Тамара Жукова – в 2020 году завершила учёбу в Московской консерватории по классу контрабаса (руководитель – Заслуженный деятель искусств России, профессор Е.А. Колосов). Выступала Большом зале Московской консерватории в оркестрах под управлением Валерия Гергиева, Владимира Юровского и Теодора Курентзиса. Участник ансамбля солистов "Mobilis", барочного оркестра "Pratum Integrum", с 2016 играет в составе Персимфанса. Участник фестивалей "Viola is my life" (Москва), "Притяжение" (Москва), Дягилевский фестиваль (Пермь).

Концерт состоится в Соборной палате, истинном шедевре возрождённой старинной архитектуры. Роскошь убранства в лучших традициях дворцовых интерьеров XVIII-XIX веков, огромное внутреннее пространство, изумительная акустика – всё это позволяет причислить Соборную палату к первоклассным концертным залам современной Москвы.

Концерт «Концерт «Французский манифест. Казазян, Тарасевич-Николаев, Сидягина Мазур и Квартет «Ribelion»» прошёл в Соборная палата 10 декабря 2021 года.

Соборная палата