Концерт музыки для мандолины и органа «Струны и воздух»

Концерт «Концерт музыки для мандолины и органа «Струны и воздух»»

Это прошедший концерт.

К началу XVIII века итальянская музыка обретает черты, предвосхитившие близкую «историческую победу»: «первооткрывательский» восторг раннего барокко начинает уступать место стремлению до предела усовершенствовать и в некоторой мере — пусть ценой известного упрощения — «типизировать» сложившиеся формы. Тенденцию к этой «кристаллизации» — которая, впрочем, в равной степени касалась и мелодических, и гармонических структур — можно заметить у Марчелло и Вивальди, чьи сочинения послужили отправной точкой для баховских органных переложений. Приблизительно то же мы можем заметить в репертуаре мандолины: между самым ранним сочинением в этой программе — музыкой Маттео Каччини — и пьесами, написанными в XVIII веке, лежит долгий путь, пропорциональный общему направлению музыкальной мысли.

Музыка Бортнянского — иное преломление итальянских идей, возникшее на рубеже барокко и классицизма. К концу XVIII века клавирная музыка Италии вышла в своеобразный авангард нового стиля: именно в это время сложилась «энциклопедия» типичных фактур, гораздо более близких к фортепиано, нежели к барочным клавишным. Концерт Бортнянского звучит в какой-то степени «современнее самого себя», парадоксальным образом сочетая элементы классического языка и невидимую барочную «базу».

«Сюита в старинном стиле» Шнитке рисует максимально условный образ давно ушедшей эпохи: вместо буквальных цитат или узнаваемых стилистических черт автор изображает барокко средствами общих форм движения, по сути, утративших индивидуальность и превратившихся в символический «интонационный словарь эпохи» — не столько подлинного барокко, сколько представлений о нëм, сложившихся в XX веке.

Исполнители:
Екатерина Забайрачная — мандолина, барокмандолина;
Наталья Михайлова — орган.

В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди);
Allegro (Tempo Giusto);
Adagio;
Allegro;
Антонио Вивальди (1678–1741) — Соната ре минор для мандолины и органа;
Adagio;
Allegro;
Allegro;
Presto;
Иоганн Себастьян Бах — Adagio из Концерта ре минор, BWV 974 (транскрипция Adagio из Концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799 Алессандро Марчелло);
Маттео Каччини (1573–1640) — Две пьесы для барочной мандолины соло:
Aria di Venezia;
Allemanda;
Альфред Шнитке (1934–1998) — Сюита в старинном стиле, op. 80:
III. Menuet;
IV. Fugue;
Дмитрий Бортнянский (1751–1825) — Концерт ре мажор для чембало с оркестром (транскрипция для органа Михайловой);
Пьетро Дени (XVIII в) — Каприс № 1 для мандолины соло;
Аддиего Гуэрра (XVIII в.) — Соната соль мажор для мандолины и Basso Continuo;
Allegro;
Largo;
Allegro.

Концерт «Концерт музыки для мандолины и органа «Струны и воздух»» прошёл в Лютеранская церковь Святой Екатерины 17 августа 2024 года.

Лютеранская церковь Святой Екатерины