Концерт «Триумф барокко: Бах, Вивальди, Гендель»

Концерт «Концерт «Триумф барокко: Бах, Вивальди, Гендель»»

Это прошедший концерт.

Триумф барокко. Голос и орган. Наталья Манулик и Юлия Иконникова исполнят лучшие сочинения этой блистательной эпохи.

Причудливые музыкальные и архитектурные стили, пышнейшие празднества с потрясающими нарядами и неумолкающими фейерверками. В каждой стране этот причудливый стиль формировался по-разному, но наибольшее количество известных и плодовитых композиторов породили Италия — родина барокко, и Германия.

В концерте прозвучат красивейшие арии харизматичного рыжего аббата Антонио Вивальди и великолепного Георга Фридриха Генделя, основателя Неаполитанской оперной школы Алессандро Скарлатти и автора одной из первых опер в истории этого жанра Джулио Каччини, а также Марко Антонио Чести, Бенедетто Марчелло и Джованни Перголези.

Stabat mater — самое известное сочинение гениального итальянца, прожившего всего 25 лет, 10 из которых были отданы музыке. Как и Реквием Моцарта, история создания этого сочинения окутана тайной. Легенда гласит, что любимая девушка композитора, родители которой не дали согласия на брак с Перголези, ушла в монастырь, где вскоре скончалась. Композитор же почил практически сразу после завершения своего шедевра. Проверенная временем гениальная музыка и сейчас продолжает трогать публику до глубины души, вызывая чувство глубочайшего катарсиса. «Если музыка Баха — это храм, то музыка Генделя — дворец», — сказал некогда Антон Рубинштейн. Композиторы родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы! Рождённый в Германии великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Именно поэтому композитора до сих пор не могут поделить между собой Германия и Британия.

Сольный орган представлен творчеством Баха и его великого предшественника Букстехуде — крупнейшего композитора и органиста, главы северонемецкой органной школы. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Вдохновение, мощь, воистину космическую полифонию, запредельную виртуозность и, в то же время, поразительную философскую лирику — всё это Иоганн Себастьян доверил своему верному другу и спутнику, обращаясь к органу во всём великолепии своего вселенского мышления. Части, вошедшие в цикл «Прелюдия и фуга до мажор», написаны Бахом в разные периоды творчества, но тем не менее, объединились в нём необычайно естественно и органично.

Джироламо Фрескобальди известен далеко не всем. На самом деле, фигура великого итальянца была настолько значительной, что повлияла не только на творчество современников, но и музыкантов последующих эпох. Сам Иоганн Себастьян Бах не избежал очарования итальянского духа, хранил у себя рукопись Fiori Musicali, самого известного опуса Фрескобальди и в течении жизни написал немало сочинений не только в итальянском стиле, но и в прямом подражании Мастеру. В наследии композитора — многочисленные сочинения для органа и клавесина во всех свойственных эпохе жанрах. Вы услышите его Бергамаску — старинный итальянский танец, распространённый в обиходе крестьян Северной Италии XVI–XVII веков, название которого произошло от названия города Бергамо и одноимённой провинции.

Французский гость концерта — Николя де Гриньи, чьё творчество представляет собой одну из вершин французской органной традиции XVII столетия и квинтэссенцию французской органной культуры XVII века, основанную на богатейших традициях и достижениях предшественников. За свою недолгую жизнь потомственный музыкант сумел поработать органистом знаменитого Реймского собора, где короновали французских королей, создать органную мессу и обработки церковных гимнов, объединённых в его единственную Органную книгу, которую сам Бах скопировал для детального изучения.

Триумф барокко — незабываемый праздник ждёт вас!

Исполняют:
Наталья Манулик (сопрано) — Заслуженная артистка Республики Дагестан и Республики Хакасия.
Юлия Иконникова (орган).

В программе:
Дитрих Букстехуде (1637–1707) — Прелюдия соль-минор, BuxWV 148;
Георг Фридрих Гендель (1685–1759) — Lascia che pianga, Amen, Alleluja;
Джованни Батиста Перголези (1710–1736) — Vidit suum;
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Прелюдия и фуга до мажор, BWV 531;
Алессандро Скарлатти (1685–1757) — Son tutta Duolo;
Марко Антонио Чести (1623–1669) — Intorno all’idol mio;
Бенедетто Марчелло (1686–1739) — Il mio bel foco;
Джованни Фрескобальди (1583–1643) — Бергамаска;
Антонио Вивальди (1678–1741) — Sposa son disprezzata;
Луи Николя Клерамбо (1676–1749) — Части из Сюиты 1 тона: Grand Plein jeu — Duo-Basse et Dessus de Trompette — Récits — Dialogue;
Джулио Каччини (1551–1618) — Amarilli;
Алессандро Скарлатти — Le Violette.

Продолжительность концерта: 1 час 10 минут (без антракта).

Концерт «Концерт «Триумф барокко: Бах, Вивальди, Гендель»» прошёл в Римско-католический храм Лурдской Богоматери 2 декабря 2022 года.

Римско-католический храм Лурдской Богоматери