Концерт «Языком звуков»

Концерт «Концерт «Языком звуков»»

Это прошедший концерт.

Музыка, иллюстрирующая слово; музыка, продолжающая слово, подтверждающая или усиливающая его — вплоть до той степени убедительности, когда необходимость в присутствии вербального текста отпадает в принципе, — именно так можно описать музыку барокко. В этой программе, чередующей вокальные и органные сочинения, мы можем воочию увидеть этот процесс.

Ария Баха и ария Вивальди открывают нашему взору богатство музыкальной риторики. К началу XVIII века система риторических фигур обретает поистине впечатляющие масштабы; в это время создаётся множество трактатов, призванных перечислить и дать истолкование всем известным их образцам. Вопрос о догматичности такого рода систем всегда сталкивается с той живой непредсказуемостью и многогранностью музыкальной практики, которая отличала барокко в принципе; в то же время именно фигуры служили «строительным материалом» для создания того или иного аффекта.

Хоральные обработки — пример того, как вербальный текст «пресуществляется» в музыкальное высказывание, превращаясь в нечто имплицитно очевидное. Особым их жанром была хоральная партита — ряд вариаций, как правило, количественно совпадающих с числом хоральных строф и объединëнных схожей структурой и драматургией (канциональное проведение в начале и следующий за ним Bicinium, частое присутствие диалогических фактур). Наравне с Пахельбелем и Себастьяном Бахом, Георг Бём создал ряд хоральных партит, по праву признанных вершинами этого жанра.

Чакона Генделя и граунд Пёрселла — две перекликающиеся остинатные формы, близкие не только по структуре, но и по стилю (фактически, Гендель был косвенным «преемником» Пёрселла на английской ниве).

Граунд — «фирменный знак» английского барокко, формально близкий пассакалии и чаконе, но отличающийся от них лексикой и аффектом; его гипнотический, замкнутый характер контрастирует с торжественным и патетическим письмом Генделя.

Исполнитель:
Эльвира Копылова — сопрано;
Галина Ельшаева — орган.

В программе:
Франц Тундер (1614–1667) — Прелюдия in g;
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Seufzer, Tränen, Kummer, Not... Ария из кантаты Ich Hatte Viel Bekümmernis, BWV 21;
Фантазия соль мажор (Pièce D’orgue), BWV 572;
Антонио Вивальди (1678–1741) — Ария In furore из духовного мотета In Furore Giustissimae Irae, RV 626;
Иоганн Себастьян Бах — Фантазия и фуга ля минор, BWV 561;
Георг Бём (1661–1733) — Хоральная партита Ach, Wie Nichtig, Ach, Wie Flüchtig;
Георг Фридрих Гендель (1685–1759) — Lascia, Chi’o Pianga... Ария Альмиры из оперы «Ринальдо», HWV 7;
Чакона соль мажор, HWV 435;
Генри Пёрселл (1659–1695) — Граунд in c, Z. 222;
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) — Alleluja из мотета Exsultate Jubilate, K 165.

Концерт «Концерт «Языком звуков»» прошёл в Лютеранская церковь Святой Екатерины 14 августа 2024 года.

Лютеранская церковь Святой Екатерины