Макбет

Концерт «Макбет»

Это прошедший концерт.

Пьесы Шекспира не раз ставились на сцене Художественного театра, но «Макбет» появился в репертуаре впервые. Трагедию о жажде власти, толкающей к преступлению, предательству и безумию, представит в МХТ один из ведущих польских режиссёров Ян Клята, называемый критиками «возмутителем спокойствия» и «театральным революционером».

Ян Клята: «Макбет убил сон. Он вынужден блуждать во тьме, погружаться во зло полностью, до самого конца. Солдат-герой, которого свели с истинного пути предсказания ведьм. Эдип – великий предшественник Макбета в шедеврах драматургической литературы – делал все, чтобы избежать осуществления пророчества. Макбет делает все, чтобы воплотить предсказание в жизнь. Ведомый своими болезненными амбициями, он, человек, привыкший исполнять приказы короля, став королем, сам исполняет приказы – приказы Вещих сестер. И у него, и у Эдипа финал одинаково страшен — наступает темнота. Темнота внутри, темнота снаружи. В конце неотвратимой дороги в ад слуга Макбета Сейтон говорит господину: „Все донесенья подтвердились“. Это правда. Трагическая как для Макбета, так и для его жертв, трагическая для их государства.

Что такое судьба? Благословение это или проклятие? Можно ли убежать от судьбы? Или человек, народы и государства обречены на предопределённость? Кто герой, а кто предатель? Можно ли быть одновременно героем и предателем? Мы только игрушки в руках темных сил или где-то таится проблеск надежды?

Шекспир писал „Макбета“ на волне массового страха перед террористической угрозой, сразу после Порохового заговора 1605 года, который должен был подорвать государственные устои. Сегодня от террористов XVII века остались маски Гая Фокса, популярные благодаря комиксу “„V” значит вендетта“ и движению „Анонимус“. Вещие сестры на вопрос Макбета о том, что они делают, отвечают, что они заняты „несказанным делом“ (“a deed without a name”). Каков результат „несказанного дела“? Солдат-герой, ставший преступником, утверждает, что:
„Жизнь — это только тень, комедиант,
Паясничавший полчаса на сцене
И тут же позабытый; это повесть,
Которую пересказал дурак:
В ней много слов и страсти, нет лишь смысла.
Прав ли он?»

Перевод с английского Юрий Корнеев
Режиссёр Ян Клята
Художник Юстына Лаговская
Композитор Роберт Перниковский
Хореограф Доминика Кнапик
Ассистент режиссёра Дмитрий Готсдинер
Помощник режиссёра Ирэна Архангельская
16+

Премьера: 18 апреля 2016
Продолжительность: 2 часа

Действующие лица и исполнители:
Макбет - Алексей Кравченко
Леди Макбет - Игорь Хрипунов
Банко, Дух Банко - Данил Стеклов
Макдуф - Виктор Хориняк
Малькольм - Александр Семчев
Сержант, Ленокс, Леди Макдуф - Артём Волобуев
Сержант, Росс, Сын Макдуфа - Александр Усов
Дункан, Убийца, Врач - Роза Хайруллина
Ментис, Привратник, Убийца, Врач, Сейтон - Денис Бургазлиев
Сержант, Ангус - Руслан Братов
Вещие сёстры - Светлана Колпакова, Софья Райзман, Мария Карпова







Спектакль лишь формально про молодого учителя, приехавшего в деревню из столицы. По сути же он о милосердии и жесткости, приятии и отторжении, надежде и безнадеге, любви и ненависти, духовном росте и деградации, взаимосвязанности и разобщенности. Но прежде всего - о людях, счастливых и несчастных. Современные типажи показаны в гипертрофированных образах и сконцентрированы в рамках одной постановки. Местами всё это чересчур. У кого-то Деревня дураков вызовет чувство искреннего сострадания героям, у кого-то - надменную ухмылку. Но уж совершенно точно не оставит зрителя равнодушным. Работа души (и смех, и слезы) во время спектакля зрителям обеспечена. И заслуга в этом не только хорошего автора - Натальи Ключаревой, чья повесть Россия: общий вагон легла в основу постановки, и не только талантливого режиссера - Марины Брусникиной. Актеры играют так, что дух захватывает, по-настоящему. Дед Фима и бабка Фима в исполнении Евгения Киндинова и Нины Гуляевой вышли, если не сказать святыми, то уж точно тем камертоном, по которому сверяется всё, происходящее на сцене. За этой легкостью, простотой и добродушностью - тот оголенный нерв и высокое актерское мастерство (не побоюсь высокопарных слов), которые заставляют сопереживать. Наравне с героиней Евгении Добровольской, чья Любка - на разрыв, навзрыд и за гранью. Каллиграфично выписанные образы священника отца Константина (Артем Быстров), шофера Вовы (Игорь Хрипунов), семьи Гавриловых, а также Сары и Дитриха (эти противоположности сыграли Валерий Трошин и Ольга Воронина) - достойное обрамление картины мира, созданного Ключаревой. И многочисленным молодым актерам школы-студии МХАТ, не в обиду им будет сказано, очень повезло учиться профессии на таком благодатном материале, с таким замечательными партнерами по сцене.
И всё это на уютной камерной малой сцене МХТ. Замечательный спектакль!


Потрясающий спектакль! В нём есть всё, что нужно для зрителя: 1) великолепный сценарий, который даёт большую почву для размышлений во время и после спектакля; 2) замечательная работа режиссёра, который смог преобразить сцену до десятка разных мест и вовлечь зрителей в сам спектакль; 3) неподражаемая игра актёров.
После такого спектакля даже те, кто не любит театр, останутся довольны!


Неописуемый восторг!!! 3,5 часа как завороженный смотришь на великолепную постановку. Игра актеров на высоте!!! Всем советую - не пожалеете. Хочется попросить зрителей приходить с цветами на спектакль и не бежать как сумашедшие в гардероб после занавеса - поаплодируйте актерам, они ведь старались для вас!

Театральное представление «Макбет» прошло в МХТ им. Чехова 19 марта 2017 года.

МХТ им. Чехова