Мастер и Маргарита

Концерт «Мастер и Маргарита»

Это прошедший концерт.

Вольная композиция Юрия Любимова и Владимира Дьячина



Режиссер – Юрий Любимов

Композитор – Эдисон Денисов





Действующие лица и исполнители:

Мастер - Дмитрий Высоцкий / Дмитрий Муляр

Маргарита - Анастасия Колпикова / Алла Смирдан / Мария Матвеева

Иешуа - Филипп Котов

Левий Матвей - Никита Лучихин

Каифа - Роман Стабуров / Эрвин Гааз

Иуда - Антон Ануров

Низа - Анна Николаевская

Понтий Пилат - Иван Рыжиков / Сергей Векслер

Афраний - Виктор Шуляковский / Игорь Пехович

Крысобой - Сергей Трифонов

1-й убийца - Александр Фурсенко (мл) / Александр Метёлкин

2-й убийца - Сергей Цимбаленко

Дисмас - Сергей Цимбаленко

Гестас - Антон Ануров

Вар-равван - Александр Фурсенко (мл) / Александр Метёлкин

Воланд - Михаил Лукин

Коровьев - Тимур Бадалбейли

Азазелло - Сергей Трифонов

Бегемот - Роман Стабуров / Александр Лырчиков

Гелла - Юлия Стожарова / Марфа Кольцова

Берлиоз - Сергей Ушаков / Эрвин Гааз

Бездомный - Константин Любимов

Рюхин - Игорь Пехович

Амвросий - Антон Ануров

Арчибальд Арчибальдович - Сергей Ушаков / Эрвин Гааз

Швейцар - Александр Фурсенко (мл) / Александр Метёлкин / Сергей Ушаков

1-ый литератор - Сергей Ушаков

2-ой литератор - Александр Фурсенко (мл) / Александр Метёлкин

3-ий литератор (Латунский) - Роман Стабуров / Антон Ануров / Михаил Лукин

Караулина - Татьяна Сидоренко

Лиходеев - Юрий Смирнов

Варенуха - Виктор Шуляковский / Игорь Пехович

Римский - Сергей Ушаков / Александр Фурсенко (мл) / Александр Метёлкин

Бенгальский - Игорь Пехович

Соков - Сергей Цимбаленко

Автор - Виктор Семенов / Алексей Граббе

Наташка - Александра Басова / Марина Антонова / Анастасия Захарова

Никанор Иванович Босой - Игорь Ларин

Поплавский, дядя Берлиоза - Анатолий Васильев / Роман Стабуров

Аннушка - Маргарита Радциг / Екатерина Рябушинская / Ольга Шатрова

Семплеяров - Сергей Ушаков / Эрвин Гааз

Супруга Семплеярова - Татьяна Сидоренко

Молодая женщина, актриса, подруга дома - Маргарита Радциг / Полина Нечитайло / Ольга Шатрова

Парчевский - Сергей Ушаков / Александр Фурсенко (мл) / Александр Метёлкин

Человек в зале - Антон Ануров

Брюнетка - Екатерина Рябушинская / Маргарита Радциг / Ольга Шатрова

Доктор - Тимур Бадалбейли

Медсестра - Екатерина Рябушинская / Маргарита Радциг / Ольга Шатрова

Буфетчица - Полина Нечитайло / Анастасия Захарова

Вагоновожатая - Маргарита Радциг / Екатерина Рябушинская / Ольга Шатрова

Сотрудники городского зрелищного филиала - Мария Акименкова / Марина Антонова / Александра Басова / Екатерина Варкова / Галина Володина / Елизавета Высоцкая / Екатерина Рябушинская / Александр Фурсенко (мл) / Александр Метёлкин / Полина Нечитайло / Анна Николаевская / Елена Посоюзных / Антон Ануров / Сергей Ушаков / Ольга Шатрова

Дирижёр (Иоганн Штраус) - Антон Ануров

Господин Жак - Сергей Ушаков

Супруга господина Жака - Галина Володина / Елена Посоюзных

Граф Роберт - Филипп Котов

Г-жа Тофана - Маргарита Радциг / Екатерина Рябушинская / Ольга Шатрова

Фрида - Анастасия Захарова / Александра Басова

Г-жа Минкина - Анна Николаевская

Алхимик - Сергей Цимбаленко

Молодой человек - Александр Фурсенко (мл) / Александр Метёлкин

Московская портниха - Екатерина Варкова / Галина Володина

Оркестр - Анна Николаевская / Никита Лучихин





Премьера состоялась 6 апреля 1977 г.



Посмертная судьба Булгакова подтвердила его афоризм-предсказание «рукописи не горят». Через 26 лет после того как он, измученный своим творческим взлетом, писал жене «я погребен под этим романом…» и «свой суд над этой вещью я уже совершил, а буду ли я знать суд читателей, никому не известно», роман «Мастер и Маргарита», хотя и в урезанном виде, был опубликован в стране победившего атеизма. Во многих головах он произвел переворот, потряс души и умы открытием иного понимания природы добра и зла, свободы и несвободы, правды и неправды, жизни тела и жизни духа. Не говоря уже о тех, кто только и именно через Булгакова открыл для себя библейскую историю. Сегодня, уже в стране, «давно и сознательно» победившей атеизм, опыт, озарения, чувства Булгакова, пожалуй, еще более необходимы.





Обретался этот опыт в мужественном преодолении испытаний, выпавших на долю писателя, в том числе и последнего, смертного страдания. "Дописать раньше, чем умереть" – приказал он сам себе на рукописи. Он уходил со своим романом в вечность, диктуя жене из последних сил, из слепоты, уже из агонии своей болезни.



Истерзанный слежкой, обысками, затравленный, – жить здесь нельзя – вот, что чувствовал и высказал в своем романе Булгаков, – здесь можно только умереть. Как его Мастер: «Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти…».





Постановка «Мастера и Маргариты» Юрием Любимовым в Театре на Таганке стала первым в мире сценическим прочтением великого романа Михаила Булгакова, и остается пока единственным эталонным. Не секрет, что это произведение небезопасное, работу с ним непременно сопровождает мистика. Но здесь силы были, безусловно, благосклонны к создателям спектакля, руку режиссера словно вела высшая рука. На сцене абсолютно органичный синтез всех пластов романа, каждый из которых отдельно не может быть понят. Здесь и вольный писательский дух, и сюжетная канва, и отсылки к историческим и евангельским текстам, и блистательный комизм, приметы быта, нравов, предпочтений. И самое серьезное и главное в романе, сильнейшая мистическая составляющая – особый ключ, убеждающий, что Иешуа существовал.





Спектакль начинается с пролога, перед зрителем стремительно предстают все персонажи и сюжетные линии. В эпилоге появится главный герой – автор романа. Основные направления сюжета — казнь Христа и трагическая судьба Мастера, воссоздавшего ее в романе. Сам спектакль разворачивается в соответствии с сюжетом, мистические страницы прощания и перехода в вечность и есть точка, в которой сходятся судьба героев и все временные, пространственные, игровые пласты.





В "Мастере и Маргарите" на сцене все время два мира – духовный и бытовой или высший мир света и действительный – мир Пилата Понтийского. Их и разграничивает, и объединяет, играющий занавес. Четыре раза на сцену явственно, зримо выходят рок, судьба – силы, разделяющие героев, и заставляющие их переживать это разделение, а зрителей испытывать катарсис. Это знаменитые сцены: "Пилат – Иешуа", прорезанные занавесом, сцена казни и плача по Христу, сцена бала призраков и финальная, когда вокруг огня, как жертвенника, возникают портреты Михаила Булгакова. Сцена с портретами Булгакова и жертвенный огонь – низкий поклон поколений автору, пережившему духовное озарение и вынесшему из него свой великий роман.





Готовили спектакль внепланово, без средств, денег на постановку не было, и его сценографию собирали из лучшего, что было тогда накоплено в театре. Занавес взяли из «Гамлета», из «Гамлета» же – деревянный крест, золоченую раму Пилата – из «Тартюфа», кубики – из «Послушайте!», трибуну – из «Живого», плаху – из «Пугачева, из «Часа пик» – маятник. Играющий занавес – гениальное решение Давида Боровского для спектакля «Гамлет», занавес, рассекающий реальный и потусторонний миры, и маятник – время – основы сценического решения.





Продолжительность - 3 часа 10 мин (спектакль идет с одним антрактом)



16+

Театральное представление «Мастер и Маргарита» прошло в Театр на Таганке 26 июня 2019 года.

Театр на Таганке