Это прошедший концерт.
Вольная композиция Юрия Любимова и Владимира Дьячина
Режиссер – Юрий Любимов
Композитор – Эдисон Денисов
Действующие лица и исполнители:
Мастер - Дмитрий Высоцкий / Дмитрий Муляр
Маргарита - Анастасия Колпикова / Алла Смирдан / Мария Матвеева
Иешуа - Филипп Котов
Левий Матвей - Никита Лучихин
Каифа - Роман Стабуров / Эрвин Гааз
Иуда - Антон Ануров
Низа - Анна Николаевская
Понтий Пилат - Иван Рыжиков / Сергей Векслер
Афраний - Виктор Шуляковский / Игорь Пехович
Крысобой - Сергей Трифонов
1-й убийца - Александр Фурсенко (мл) / Александр Метёлкин
2-й убийца - Сергей Цимбаленко
Дисмас - Сергей Цимбаленко
Гестас - Антон Ануров
Вар-равван - Александр Фурсенко (мл) / Александр Метёлкин
Воланд - Михаил Лукин
Коровьев - Тимур Бадалбейли
Азазелло - Сергей Трифонов
Бегемот - Роман Стабуров / Александр Лырчиков
Гелла - Юлия Стожарова / Марфа Кольцова
Берлиоз - Сергей Ушаков / Эрвин Гааз
Бездомный - Константин Любимов
Рюхин - Игорь Пехович
Амвросий - Антон Ануров
Арчибальд Арчибальдович - Сергей Ушаков / Эрвин Гааз
Швейцар - Александр Фурсенко (мл) / Александр Метёлкин / Сергей Ушаков
1-ый литератор - Сергей Ушаков
2-ой литератор - Александр Фурсенко (мл) / Александр Метёлкин
3-ий литератор (Латунский) - Роман Стабуров / Антон Ануров / Михаил Лукин
Караулина - Татьяна Сидоренко
Лиходеев - Юрий Смирнов
Варенуха - Виктор Шуляковский / Игорь Пехович
Римский - Сергей Ушаков / Александр Фурсенко (мл) / Александр Метёлкин
Бенгальский - Игорь Пехович
Соков - Сергей Цимбаленко
Автор - Виктор Семенов / Алексей Граббе
Наташка - Александра Басова / Марина Антонова / Анастасия Захарова
Никанор Иванович Босой - Игорь Ларин
Поплавский, дядя Берлиоза - Анатолий Васильев / Роман Стабуров
Аннушка - Маргарита Радциг / Екатерина Рябушинская / Ольга Шатрова
Семплеяров - Сергей Ушаков / Эрвин Гааз
Супруга Семплеярова - Татьяна Сидоренко
Молодая женщина, актриса, подруга дома - Маргарита Радциг / Полина Нечитайло / Ольга Шатрова
Парчевский - Сергей Ушаков / Александр Фурсенко (мл) / Александр Метёлкин
Человек в зале - Антон Ануров
Брюнетка - Екатерина Рябушинская / Маргарита Радциг / Ольга Шатрова
Доктор - Тимур Бадалбейли
Медсестра - Екатерина Рябушинская / Маргарита Радциг / Ольга Шатрова
Буфетчица - Полина Нечитайло / Анастасия Захарова
Вагоновожатая - Маргарита Радциг / Екатерина Рябушинская / Ольга Шатрова
Сотрудники городского зрелищного филиала - Мария Акименкова / Марина Антонова / Александра Басова / Екатерина Варкова / Галина Володина / Елизавета Высоцкая / Екатерина Рябушинская / Александр Фурсенко (мл) / Александр Метёлкин / Полина Нечитайло / Анна Николаевская / Елена Посоюзных / Антон Ануров / Сергей Ушаков / Ольга Шатрова
Дирижёр (Иоганн Штраус) - Антон Ануров
Господин Жак - Сергей Ушаков
Супруга господина Жака - Галина Володина / Елена Посоюзных
Граф Роберт - Филипп Котов
Г-жа Тофана - Маргарита Радциг / Екатерина Рябушинская / Ольга Шатрова
Фрида - Анастасия Захарова / Александра Басова
Г-жа Минкина - Анна Николаевская
Алхимик - Сергей Цимбаленко
Молодой человек - Александр Фурсенко (мл) / Александр Метёлкин
Московская портниха - Екатерина Варкова / Галина Володина
Оркестр - Анна Николаевская / Никита Лучихин
Премьера состоялась 6 апреля 1977 г.
Посмертная судьба Булгакова подтвердила его афоризм-предсказание «рукописи не горят». Через 26 лет после того как он, измученный своим творческим взлетом, писал жене «я погребен под этим романом…» и «свой суд над этой вещью я уже совершил, а буду ли я знать суд читателей, никому не известно», роман «Мастер и Маргарита», хотя и в урезанном виде, был опубликован в стране победившего атеизма. Во многих головах он произвел переворот, потряс души и умы открытием иного понимания природы добра и зла, свободы и несвободы, правды и неправды, жизни тела и жизни духа. Не говоря уже о тех, кто только и именно через Булгакова открыл для себя библейскую историю. Сегодня, уже в стране, «давно и сознательно» победившей атеизм, опыт, озарения, чувства Булгакова, пожалуй, еще более необходимы.
Обретался этот опыт в мужественном преодолении испытаний, выпавших на долю писателя, в том числе и последнего, смертного страдания. "Дописать раньше, чем умереть" – приказал он сам себе на рукописи. Он уходил со своим романом в вечность, диктуя жене из последних сил, из слепоты, уже из агонии своей болезни.
Истерзанный слежкой, обысками, затравленный, – жить здесь нельзя – вот, что чувствовал и высказал в своем романе Булгаков, – здесь можно только умереть. Как его Мастер: «Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти…».
Постановка «Мастера и Маргариты» Юрием Любимовым в Театре на Таганке стала первым в мире сценическим прочтением великого романа Михаила Булгакова, и остается пока единственным эталонным. Не секрет, что это произведение небезопасное, работу с ним непременно сопровождает мистика. Но здесь силы были, безусловно, благосклонны к создателям спектакля, руку режиссера словно вела высшая рука. На сцене абсолютно органичный синтез всех пластов романа, каждый из которых отдельно не может быть понят. Здесь и вольный писательский дух, и сюжетная канва, и отсылки к историческим и евангельским текстам, и блистательный комизм, приметы быта, нравов, предпочтений. И самое серьезное и главное в романе, сильнейшая мистическая составляющая – особый ключ, убеждающий, что Иешуа существовал.
Спектакль начинается с пролога, перед зрителем стремительно предстают все персонажи и сюжетные линии. В эпилоге появится главный герой – автор романа. Основные направления сюжета — казнь Христа и трагическая судьба Мастера, воссоздавшего ее в романе. Сам спектакль разворачивается в соответствии с сюжетом, мистические страницы прощания и перехода в вечность и есть точка, в которой сходятся судьба героев и все временные, пространственные, игровые пласты.
В "Мастере и Маргарите" на сцене все время два мира – духовный и бытовой или высший мир света и действительный – мир Пилата Понтийского. Их и разграничивает, и объединяет, играющий занавес. Четыре раза на сцену явственно, зримо выходят рок, судьба – силы, разделяющие героев, и заставляющие их переживать это разделение, а зрителей испытывать катарсис. Это знаменитые сцены: "Пилат – Иешуа", прорезанные занавесом, сцена казни и плача по Христу, сцена бала призраков и финальная, когда вокруг огня, как жертвенника, возникают портреты Михаила Булгакова. Сцена с портретами Булгакова и жертвенный огонь – низкий поклон поколений автору, пережившему духовное озарение и вынесшему из него свой великий роман.
Готовили спектакль внепланово, без средств, денег на постановку не было, и его сценографию собирали из лучшего, что было тогда накоплено в театре. Занавес взяли из «Гамлета», из «Гамлета» же – деревянный крест, золоченую раму Пилата – из «Тартюфа», кубики – из «Послушайте!», трибуну – из «Живого», плаху – из «Пугачева, из «Часа пик» – маятник. Играющий занавес – гениальное решение Давида Боровского для спектакля «Гамлет», занавес, рассекающий реальный и потусторонний миры, и маятник – время – основы сценического решения.
Продолжительность - 3 часа 10 мин (спектакль идет с одним антрактом)
16+
Театральное представление «Мастер и Маргарита» прошло в Театр на Таганке 26 июня 2019 года.