Медея

Концерт «Медея»

Это прошедший концерт.

Премьера спектакля состоялась 29 ноября 2011 г.



Художественный руководитель театра Р. Туминас в преддверии юбилейного сезона обратился к коллективу: «Я хочу разбудить в вас потребность в самостоятельном поиске пьес, режиссуры, потребность пробовать, экспериментировать, дерзать, ошибаться, творить, побеждать». Этот призыв был услышан и поддержан труппой. Так появились «Прощальные гастроли» Ю. Эдлиса и начались репетиции «Медеи» Ануя (режиссер — М. Цитриняк, в главной роли — Ю. Рутберг).



Что побудило обратиться к трагедии Ануя? — Время, наши дни с глобально надвигающейся некоммуникабельностью, разрушающей личность, общество, культуру, политику — с одной стороны, а с другой — попытка не замечать этой проблемы, отсюда непреодолимая тяга к развлечениям, шоу, бездумному веселью. Тревожно, что современный мир не фиксирует историю своей болезни — поднимают голову ксенофобия, расизм, агрессия. На фоне катастрофического падения морали, цинизма, стремления к благополучию, власти денег идет разрушение человека. Быть непохожим, отстоять независимость, не примкнуть к философии «успеха», отринуть соблазнительный постулат «я, как все», побороть философию мещанства и осознать, что безликое равенство гибельно — это удел сильных.



«Медея» Ануя спустилась с котурн Еврипида, она ближе, понятнее нам, ее лексика современна. Диалог героев трагедии как бы движется по спирали, кругами — от прошлого к настоящему и опять к прошлому. Создатели спектакля попытались вычленить смысл из потока слов и событий.



Медея Юлии Рутберг живет не сегодня, а вчера, у нее нет завтра. Ее память неистребимо возвращается к истокам, когда она, дочь царя Колхиды, похитила ради любимого золотое руно. Для Медеи предательство Ясона не только попрание любви, это разрушение ее жизненного пространства, гармонии души.



В их поединке не может быть победителя. В единоборстве столкнулись разные миры, где долг, честь и «здравый смысл» — антагонисты. Смерть — граница их вражды и выбор ее - высшее проявление свободы личности.



Медея уходит в небытие вместе с детьми, ибо не может оставить их такому Ясону, благоденствующему в созданном им мире филистерского равнодушия. Она не позволит им оказаться заложниками пошлой философии сытого равенства. Смерть — не поражение Медеи, а ее нравственная победа.



В трагедии Ануя столкнулись два Мира — Медея и Ясон, свобода и мещанский стандарт жизни.

Финальная мизансцена — метафора. Фигура Медеи рифмуется с мифической Никой — символом Победы.



Продолжительность спектакля 1 час 35 минут без антракта.

Спектакль рекомендован для зрителей старше 16 лет (16+).



Режиссер-постановщик - Михаил Цитриняк

Художник-постановщик - Мария Рыбасова

Художник по костюмам - Виктория Севрюкова

Художник по свету - Майя Шавдатуашвили

Перевод - Валентин Дмитриев

Композиторы - Борис Кинер, Александр Прокопович



Действующие лица и исполнители:

Медея - Юлия Рутберг

Язон - Григорий Антипенко

Креон - Андрей Зарецкий

Кормилица - Инна Алабина, Наталья Молева

Мальчик - Василий Симонов, Владимир Логвинов, Василий Цыганцов, Павел Тэхэда Кардэнас

Стражники - Федор Воронцов, Владислав Гандрабура, Василий Симонов, Юрий Поляк, Валерий Ушаков, Павел Юдин, Владимир Шульев, Александр Галочкин

Жрицы - Ирина Калистратова, Елена Мельникова, Нино Кантария, Екатерина Крамзина, Полина Кузьминская, Лада Чуровская, Аделина Голубенко, Полина Чернышова, Ася Домская, Оксана Пчелинова, Василиса Суханова, Наталья Винокурова, Антонина Паперная




Театральное представление «Медея» прошло в Театре Вахтангова 28 октября 2020 года.

Театр Вахтангова