«Месса во имя Святой Алоизии» Иоганн Михаэль Гайдн

Концерт ««Месса во имя Святой Алоизии» Иоганн Михаэль Гайдн»

Это прошедший концерт.

В рамках Международного музыкального фестиваля «Классика без границ», который уже в четвёртый раз пройдёт в Санкт-Петербурге с 23 января по 1 июня 2019 года, в величественной Петрикирхе 24 февраля 2019 года состоится первое в Санкт-Петербурге полное исполнение «Мессы во имя Святой Алоизии» австрийского композитора Иоганна Михаэля Гайдна написанной в 1777 году как дань памяти умершей во младенчестве дочери композитора.

Сейчас имя Михаэля Гайдна почти неизвестно широкой аудитории, да и все творчество этого композитора остается в тени музыкальных достижений его прославленного брата — Йозефа. Однако композиторское и исполнительское мастерство М. Гайдна нередко получало высокие оценки в устах современников. Пожалуй, наиболее значительна оценка его произведений Леопольдом и Вольфгангом Амадеем Моцартами. С особым интересом они изучали церковную музыку Гайдна.

Жанровая «палитра» творчества М. Гайдна разнообразна. В списке его сочинений большое количество месс, духовных мотетов, кантат, симфоний, серенад и дивертисментов, клавирных и органных сочинений, ораторий, пантомим, drama sacra. Его произведения оформляли церковные службы и университетские праздники, званые обеды и театрализованные представления. Но, пожалуй, ведущее место в творчестве М. Гайдна занимает духовная музыка.

В 1777 г. Гайдном создано произведение, пленяющее своей тонкой лирикой и хрупким изяществом. Это «Missa S Aloysii». Она не имеет какого-либо подзаголовка или посвящения на титульном листе, но о своеобразном скрытом посвящении можно говорить, сопоставив некоторые биографические сведения о композиторе. В 1771 г. Гайдн потерял единственную дочь. Алоизия Йозефа умерла в младенчестве (в возрасте 11 месяцев). Это событие стало поистине трагедией в жизни самого Гайдна и его жены Марии Магдалены, урожденной Липп.
«Missa S Aloisii» написана почти через 7 лет после смерти дочери. Гайдн стремится в этой мессе приблизиться к «ангельскому» пению, используя только камерный состав оркестра, детские и женские голоса, обращаясь к «светлым» тонально-гармоническим краскам (B-dur, F-dur), прихотливой, изящной мелодике.

Исполнители:

Академический сводный хор лауреатов Международного хорового фестиваля-конкурса «Хрустальная часовня» художественный руководитель и дирижер Почетный работник культуры, Почетный член Российской Академии художеств Ольга Косибород.

Артисты Музыкального театра «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана:

Заслуженная артистка России Екатерина Облезова (сопрано)
Дарья Рубанова (сопрано)
Ольга Депутатова (меццо-сопрано)
Санкт-Петербургский академический симфонический оркестр «ENSEMBLE», художественный руководитель и главный дирижёр Михаил Черниговский.
Академический сводный хор лауреатов Международного хорового фестиваля «Хрустальная часовня»:
Женский камерный хор Российской Академии художеств «Гофман-хор» п/у Ольги Косибород
Женский хор «Весна» МПГУ п/у Елены Кальченко
Женский камерный хор «ANIMA» п/у Ирины Рувинской Вокально — хоровой ансамбль ТМК им. М. П. Мусоргского п/у Любови Ивановой

Концерт ««Месса во имя Святой Алоизии» Иоганн Михаэль Гайдн» прошёл в Петрикирхе 24 февраля 2019 года.

Петрикирхе