MUSICA TEMPORA. "Объединенные вкусы"

Концерт «MUSICA TEMPORA. "Объединенные вкусы"»

Это прошедший концерт.

Исполнители: Ансамбль Musica Tempora составе:Алиса Тен = сопраноИрина Рабчевская,Татьяна Федякова - барочная скрипкаУльяна Живицкая, Екатерина Дрязжина - траверсфлейтыСергей Полтавский - виолад'амурРуст Позюмский - Виола да гамбаАся Гречищева - теорбаДарья Борковская - клавесин В середине XVIII столетия, в силу значительной стилистической разницы, возникли споры о преимуществах французской и итальянской музыки. Различия касались как формообразующих принципов, так и особенностей исполнительской техники. Слияние обоих стилей поначалу считалось невозможным, однако, впоследствии, многие европейские композиторы пытались объединить черты обоих стилей в своих сочинениях. Так, Франсуа Куперен, придворный композитор и клавесинист, один из первых попытался воплотить в своих программных инструментальных циклах("Апофеоз Люлли" и "Апофеоз Корелли") идею взаимодействия и слияния французского и итальянского стилей, обратившись к знаменитым именам того времени - Жана Батииста Люлли и Арканджело Корелли. Интересно, что демонстрируя характерные особенности обоих стилей, Франсуа Куперен обращает внимание даже на такие детали, как нотная запись и выбор ключей на нотоносце. В одной из частей цикла - "Апофеоза Люлли", трио-сонате " Мир на Парнасе" автор демонстрирует слияние двух стилей, записывая одну из строчек солирующего инструмента в старофранцузском ключе, другую - в итальянском. Куперен пишет свои камерные трио- сонаты под "покровительством" имени Корелли, инструментальные сонаты и концерты которого вызвали огромный резонанс в Европе. По словам Себастьяна Броссара... " в Париже все композиторы, как сумасшедшие, пишут сонаты в итальянской манере." Франсуа Куперен один из первых, следуя итальянской традиции используют характерные черты четырех частной формы сонат da chiesa в своих инструментальных "Новых концертах" ("Les nouveaux concerts"), изданных под названием "Обьединенные вкусы" ("Les Gouts reunis").Композиторы Германии и Австрии также испытали влияние итальянского и французского стилей, что привело к удивительным творческим открытиям. Георг Муффат учился в Париже у Люлли, а в Риме у Паскуини. В Риме Муффат знакомится с Арканджелло Корелли и его творчеством. Здесь он впервые слышит Concerto Grosso Корелли, и, вдохновившись идеями, решает сочинить свой инструментальный опус в этом жанре. Так появился цикл оркестровых сонат "Armonico tributo" (1682).в котором Муффат соединяет французскую инструментальную сюиту и итальянский концерт.Ученик Жана Батиста Люлли, Георг Муффат - яркий представитель эпохи барокко со своим неповторимым стилем, в своей музыке он явил миру смесь итальянской, немецкой и французской музыкальной школ, это очень интересная музыка в блестящем исполнении 4 различных ансамблей. История этого опуса "Кончерто гроссо" (на самом деле сонат) такова, Муффат был в Риме у Корелли в гостях, там он услышал первые версии Кончерто гроссо Корелли, вдохновившись масштабом он решает сочинить свои кончерти гросси, что ему и удаётся, притом , в отличии от Корелли он не откладывал опус в долгий ящик и издал его, опередив именитого римлянина на многие годы и успев издать ещё один опус (расширенный) концертов на основе этого."В том же 1682 году было опубликовано «Гармоническое приношение» (Armonico tributo) Муффата — сборник итальянских concerti grossi.Одним из первых авторов "смешанного стиля" в Северной Германи XVIII векa стал Георг Филипп Телеманн.« В смешанном вкусе - варварская красота, французское очарование и итальянский блеск в музыке Телемана».- писал Берни.Одним из ярчайших примеров такого "смешанного вкуса" в творчестве Телемана является цикл из 6 квартетов. Этот сборник был издан в Гамбурге в 1730 году и посвящен флейтовому виртуозу Иоахиму Эразму фон Молдениту. Несколько лет спустя, в течение 1736-37 годов, эти Гамбургские сочинения были перепечатаны в Париже известным музыкальным издателем Шарлем-Николя Ле Клерком уже с французским названием Six Quatuors.Сборник составляют " смешанные" жанры-два концерта, две сюиты и две сонаты.На титульном листе обозначены четыре солирующих инструмента, составивших квартет инструментов: скрипка, флейта, виола да гамба и виолончель. В таком нестандартном сочетание басовых инструментов, виолы, как олицетворения французского искусства и виолончели, связанной с итальянской традицией, Телеман демонстрирует воссоединение двух стилей.Программа концерта: Франсуа Куперен Великий (1668-1733)Соната "Мир на Парнасе" g-moll из цикла "Апофеоз Люлли"для двух скрипок или флейты и скрипки и basso continuo."Апофеоз Корелли"для двух скрипок или флейты и скрипки и basso continuo.Жан Пьер Гиньон (1702-1774)Трио-соната ор.4,no.2 D-durГеорг Муффат (1653-1704)Пассакалии для клавесина g-mollСоната g-moll из сборника "Armonico Tributo"(Переложение для флейты, скрипки, виол и basso continuo)Соната для скрипки и basso continuo,D-durГеорг Филипп Телеман (1681-1767)Концерт для флейты, скрипки, виолы да гамба, виолончели и basso continuoИз цикла "Шесть новых квартетов,"TVW 43,D,-durЛуи Николя Клерамбо (1676-1749)Арии из кантаты "Apollon"Жан Филипп Рамо 1683-1764Арии из оперы "Platée" "Soleil, fuis de ces lieux" "Tu chantois, et tu lire"Жан Фери Ребель (1666-1747)Tombeau de Mr. Lully для двух скрипок и basso continuo

Концерт «MUSICA TEMPORA. "Объединенные вкусы"» прошёл в Галерея искусств НИКО 2 февраля 2023 года.

Галерея искусств НИКО