Музыкальное путешествие из Европы в Россию

Концерт «Музыкальное путешествие из Европы в Россию»

Это прошедший концерт.

В рамках XIX фестиваля «Международная неделя консерваторий»
При поддержке Датского культурного института в Санкт-Петербурге

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ЕВРОПЫ В РОССИЮ
Д. Букстехуде, И.С. Бах, Ф.Д. да Консейсао, Ж. де Соуза Карвальо, В.Ф. Одоевский,
А.К. Глазунов, К. Нильсен, Н. Гаде

ЙЕНС КРИСТЕНСЕН (орган, Дания)

Программа:
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Прелюдия, фуга и чакона до мажор, BuxWV 137
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Три хоральных обработки»: BWV 659, 660, 661
Владимир Фёдорович Одоевский (1804-1869)
«Молитва без слов»
Александр Константинович Глазунов (1865-1936)
Прелюдия и фуга ре минор, op.98
Фрей Диего да Консейсао (ca. 1690)
«Баталия» V-го тона
Жоао де Соуза Карвальо (1745-1798)
Allegro
Карл Нильсен (1865-1931)
12 маленьких прелюдий из цикла «29 маленьких прелюдий для органа», op.51
«Праздничная прелюдия» (1899, на празднование начала века)
Нильс Гаде (1817-1890)

Хоральная прелюдия «Wie schön leuchtet der Morgenstern» («Как прекрасно светит утренняя звезда») из цикла «3 хоральные прелюдии для органа» (1852)

«Праздничная прелюдия» на тему хорала «Lobet den Herrn» («Славься, Господь») (1873)

Йенс Кристенсен является органистом главного собора Копенгагена — Церкви Христа Спасителя. Он известен как музыкант широчайших творческих интересов, простирающихся от старинной музыки до опусов современных скандинавских авторов, а также как увлечённый пропагандист современной музыки. Программа его концерта — «музыкальное путешествие» по нескольким странам: Германии, Испании, России и Дании.

Германия будет представлена музыкой эпохи барокко, сочинениями двух его знаменитейших представителей — Д. Букстехуде и И.С. Баха. В органном наследии Букстехуде ведущая роль принадлежит свободным композициям, в строении и музыкальном языке которых присутствует сильное влияние южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И.Я. Фробергера. Смысловым и композиционным центром этих сочинений являются фугированные разделы, темы фуг традиционно кратки. Полны экспрессии и ораторского пафоса прелюдийные разделы. Прелюдия, фуга и чакона до мажор, которая будет исполнена — яркий пример свободной композиции Букстехуде. Интересное отличие от прочих — наличие в ней Чаконы, тема которой настойчиво и триумфально звучит в финале сочинения.

Прозвучат три хоральные обработки «Nun komm, der Heiden Heiland» Баха из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок», над которыми он работал в последние годы жизни.

Любопытно проследить за тем, какие разнообразные решения нашёл мастер хоральной обработки для сочинений, написанных на тему одного хорала.

Два сочинения русских композиторов в программе — приятный сюрприз для российских слушателей от зарубежного гостя. Князь Вл.Ф. Одоевский известен более, как писатель, мыслитель, учёный. Также его смело можно назвать одним из первых русских композиторов, удачно обратившихся к органу. «Молитва без слов» — самое известное его сочинение для этого инструмента. Прелюдия и фуга ре минор, op.98 — сочинение одного из известнейших русских музыкальных деятелей — композитора, дирижёра и директора Санкт-Петербургской консерватории в 1905-1928 годы А.К. Глазунова.
Эмоциональным контрастом прозвучит бравурная, зажигательная музыка двух испанских композиторов эпохи барокко: Ф.Д.да Консейсао и Ж.де С. Карвальо. Интересными сочинениями двух видных датских композиторов века романтизма — К. Нильсена и Н. Гаде — ярко и естественно закончит своё выступление датский музыкант.

Йенс Кристенсен (р. 1946) является органистом главного собора Копенгагена – Церкви Христа Спасителя. Он известен как музыкант широчайших творческих интересов, простирающихся от старинной музыки до опусов современных скандинавских авторов. Кристенсен получил разностороннее образование в нескольких странах. В Копенгагене он учился у датской органистки–виртуоза, профессора Греты Крок. В Лиссабоне увлекся старинной иберийской музыкой, занимаясь у известного музыковеда Сантьяго Кастнера. Романтический и авангардный репертуар проходил с немецким органистом и композитором Вернером Якобом в Нюрнберге, а французскую музыку осваивал с Мари-Клер Ален в Париже.

Йенс Кристенсен сотрудничает с ведущими оркестрами своей страны. С Датским Королевским симфоническим оркестром он исполнил Органный концерт Ф. Пуленка в Вене. Его сольные концерты прошли в большинстве европейских стран, в США и Японии. Более 20 лет он преподавал в Датской Королевской академии музыки, проводил мастер-классы в Норвегии и в Лондонской Королевской академии музыки.

Йенс Кристенсен – увлеченный пропагандист современной музыки. Многие авторы посвятили ему свои произведения, которые он записал наряду с классическим репертуаром. Его дискография включает записи И.С. Баха («Искусство фуги», «Органная книжечка», «Третья часть Клавирных упражнений»), альбом «Иберийская органная музыка 1500-1750 гг.». Современный блок представлен записями всех органных сочинений Карла Нильсена, Франца Сиберга, а также произведений Пера Нёргорда, Иба Нёрхольма, Бента Лорентсена, Софии Губайдулиной, Хенрика Гурецкого и других композиторов.

В 1980 году музыкант был удостоен премии Датских музыкальных критиков, в 2009 году был награждён призом Датского союза композиторов «Музыкант Года».

Концерт «Музыкальное путешествие из Европы в Россию» прошёл в Храм св. Станислава 26 октября 2019 года.

Храм св. Станислава