Набукко

Концерт «Набукко»

Это прошедший концерт.

Величайшая опера Верди, «Набукко», масштабная и трагичная, есть в репертуаре далеко не каждого театра — даже первый императорский театр страны, Мариинка, представляет её только в концертном исполнении. Тем приятнее, что москвичи могут увидеть легендарную постановку с прекрасными хорами и ансамблями, яркими, во многом новаторскими образами в театре «Новая опера». Только встретит их не ожидаемая Библейская старина, а действие, перенесённое в Европу прошлого века.

О постановке:
Навуходоносор — вавилонский царь, упоминания о котором есть и в Библии, и в Талмуде, был стратегом, завоевателем и жестоким правителем. История о нём вдохновила Темистокле Солеру на написание либретто. И только цепь случайностей в виде упавшей тетради, раскрытых страниц, на которых был написан текст для хора пленных иудеев, подвела Верди к написанию этого грандиозного сочинения, сделавшее его по-настоящему знаменитым, нивелировало неудачи двух первых опер, дало вдохновение творить дальше.

Действие «Набукко» происходит в 6 веке до нашей эры в Иерусалиме и Вавилоне. Войска Навуходоносора осаждают иудейскую столицу, но горожане ещё надеются на мирное решение, ведь в городе находится дочь вавилонского правителя, Фенена. Она полюбила Измаила, племянника иерусалимского царя Седекии. Девушка даже приняла иудейскую веру, теперь она — чужая для своей семьи.

Абигайль, вторая дочь вавилонского правителя, руководит тем вооружённым отрядом, который стоит у стен города. Она тоже влюблена в Измаила и предлагает ему сохранить осаждённую столицу, отказавшись от возлюбленной — всё равно этой отступнице не жить. С первого появления на сцене зрителей поражают воля, сила и прямота, с которыми действует эта девушка. Разгадка проста — в ней кроется неуёмное желание власти, ведь она — всего лишь дочь рабов, когда-то спасённая и удочерённая Навуходоносором.

Измаил остаётся с любимой, объявляет её своей женой, это заставляет вавилонского правителя прекратить ненадолго боевые действия, и даже оставить Фенену на царском троне на время своего отсутствия. В этот момент Абигайль готовит заговор, чтобы самой стать царицей, ещё немного — и это удалось бы ей, но в это время возвращается Навуходоносор. Победы, величие и всевластие кружат ему голову настолько, что царь называет себя равным богам. В ту же минуту его поражает безумие. Упавшую с его головы корону ловит приёмная дочь и провозглашает себя правительницей.

Жестокая и кровожадная, она хочет казнить всех пленных иудеев, включая сестру и своего любимого. Только молитва и раскаяние свергнутого царя помогают ему вернуть рассудок, а вслед за этим — и свой трон. Тысячи еврейских пленников оказываются свободными, а Абигайль принимает яд, раскаявшись в содеянном.

Труппа «Новой оперы» увидела «Набукко» по-новому: провела ассоциации между нападением на столицу иудеев вавилонянами и геноцидом евреев в середине прошлого века. У режиссёра Андрейса Жагарса получилась постановка, где Набукко — это сборный образ всех диктаторов XX столетия: Муссолини, Гитлера, Сталина. Вместо жарких пустынь и древних городов на сцене театра — подземные станции метро, где люди укрываются от бомбардировок; френчи, кители и кожаные пальто заменяют ожидаемые хитоны и замысловатые головные уборы. От того, что действующие лица вынуждены находиться в ограниченном пространстве, становится заметно, насколько велик сам конфликт — репрессии в отношении определённого народа.

Главное в опере не меняется: остаётся её общий тон, полный маршеобразных ритмов (они как раз работают на описание тоталитарных военизированных режимов), разнообразные хоры, один из которых, хор пленённых евреев «Va pensiero...» («Лети, златокрылая мысль»), стал визитной карточкой композитора. Его толпа пела даже тогда, когда сопровождала гроб Верди к месту захоронения.

Опера исполняется на итальянском языке с русскими субтитрами.

Театральное представление «Набукко» прошло в Новой опере 14 марта 2020 года.

Новая опера