Очарованный странник

Событие отменено

Концерт «Очарованный странник»

Это прошедший концерт.

Очарованный странник
опера для трех солистов, хора и оркестра
спектакль сопровождается синхронными титрами на английском языке
Первый спектакль 7-го абонемента

ИСПОЛНИТЕЛИ
Дирижер – Валерий Гергиев
Иван Северьянович Флягин, рассказчик – Сергей Алексашкин
Засеченный монах, князь, магнетизер, старик в лесу, рассказчик – Андрей Попов
Цыганка Груша, рассказчица – Екатерина Сергеева

АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ
Музыка Родиона Щедрина
Либретто композитора по повести Николая Лескова «Очарованный странник»
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Алексей Степанюк
Художник-постановщик – Александр Орлов
Художник по костюмам – Ирина Чередникова
Художник по свету – Евгений Ганзбург
Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Камиль Кутыев
Ответственный концертмейстер – Наталия Домская
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Хореограф – Дмитрий Корнеев

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Иван Северьянович Флягин, послушник Валаамского монастыря, вспоминает о своей жизни. В отрочестве он однажды "смеха ради" ударом кнута нечаянно убил монаха. Монах явился ему в видении, укоряя за то, что Иван лишил его жизни без покаяния. Он же рассказал Ивану Северьянычу, что тот – "обещанный" Богу сын, и дал "знамение", что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, пока не придет ему настоящая "погибель" и пойдет он во исполнение материнского "обещания" в монастырь на Валаам остров. Хоть и не поверил Иван Северьянович, а сбылось пророчество монаха. Странствуя, попал Иван в плен к татарам и прожил с ними в самых Рынь-песках десять лет. Бежал от татар, повстречал пастухов на пути из плена, а возвратившись в родные места, поступил на службу к князю, который оценил его умение хорошо разбираться в лошадях. Однако после трех лет усердной службы Ивана Северьяновича начали одолевать запои. В одном из трактиров Флягин познакомился со спившимся барином, обладавшим даром гипноза. В ту же ночь в другом трактире Иван Северьяныч растратил все деньги, оставленные ему князем, на прекрасную певунью – цыганку Грушеньку.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Когда князь потребовал от Ивана Северьяновича пять тысяч рублей, что были доверены ему, Флягин, повинившись, рассказал о прекрасной цыганке. Влюбившись в Грушу, князь отдал табору огромный выкуп в полсотни тысяч рублей золотом и забрал ее к себе в дом. Но князь – человек переменчивый, и Груша ему быстро наскучила. Во время поездки в город Иван Северьянович узнал, что его хозяин собирается жениться на богатой дворянке, а вернувшись домой, он не застал цыганку: князь тайно отвез ее в лес на болото. Однако Груша сбежала из заточения, встретилась с Флягиным и, взяв с него страшную клятву, просила убить ее, поскольку иначе она сама убьет неверного князя и его молодую невесту. Иван Северьянович, исполняя Грушину просьбу, скинул ее с крутизны в реку. В видениях Флягин слышит голоса убиенных им монаха и цыганки Груши.

Мировая премьера: 19 декабря 2002 года, Avery Fisher Hall, Нью-Йорк

Российская премьера: 10 июля 2007 года, Концертный зал Мариинского театра, Санкт-Петербург

Премьера постановки: 26 июля 2008 года, Концертный зал Мариинского театра, Санкт-Петербург

Музыкальные материалы предоставлены издательством «SCHOTT», Mainz

Продолжительность спектакля 1 час 35 минут

Спектакль идет без антракта

В истории жизни послушника Валаамского монастыря Ивана Северьяновича Флягина, в которой центральным переживанием была любовь к цыганке Груше, полюбившей не его, а легкомысленного Князя и затем умолившей Флягина убить ее, Щедрин избегает традиционных оперных ходов. Здесь нет как таковых ни развернутых каватин, ни сладостных любовных дуэтов, а есть невероятной красоты звуковой континуум, в который сплетаются вокальные и хоровые голоса, подзвученные тысячью разных оркестровых тембров, от разрывающих душу пастушьих наигрышей гобоя до немногословных гуслей, нежных блок-флейт и, как всегда у Щедрина, блестящих ударных. Еще изумило в «Страннике» бесчисленное множество оттенков тишины – истаивающей, убаюкивающей, гнетущей, ужасающей, задумчивой: Щедрин принадлежит к тем немногим авторам, которые умеют конструировать музыку не только из нот, но и из пауз.

«Время новостей»

…Известная цыганская песня «Невечерняя», исполняемая Грушенькой – Капустинской под изысканный аккомпанемент засурдиненных струнных, звучит, как тихий реквием, траурный гимн-предчувствие трагической судьбы. А на другом «полюсе» – сцена татарского плена, адресующая и к «Половецким пляскам» Бородина, и к балетам Стравинского – и исполнение её с бешеной энергетикой, «фирменно» присущей только Гергиеву… Стоит ли повторять ту аксиому, что музыканты Мариинки и их дирижёр находятся сегодня в блестящей профессиональной форме… Особой оценки заслуживает хор, звучащий у Гергиева на редкость свежо и упруго и в то же время мощно.

«Литературная газета»

Театральное представление «Очарованный странник» прошло в Мариинский театр 14 апреля 2020 года.