Органная токката в зеркале эпох

Концерт «Органная токката в зеркале эпох»

Это прошедший концерт.

Токката — виртуозный и блестящий жанр, к которому обращались и продолжают обращаться композиторы самых разных эпох: это лаконизм старых мастеров и космический размах Баха, звуковой океан французских романтиков и несусветная эклектика нашего времени, где каждый имеет право высказаться на своем языке. Пройдитесь по звуковому коридору эпох рука об руку с гениальными Мастерами и блестящим органистом Александром Новоселовым. Ощутите, как на протяжении столетий эволюционировала токката.

В программе — Токката и фуга ре минор Баха, которая не нуждается в представлении, а также Токката из сборника Apparatus Musico Organisticus старшего современника Баха — Муффата.

Романтический жанр представлен одной из частей знаменитой органной Симфонии № 5 Видора, ярчайшей фигуры XIX-XX на музыкальном Олимпе Франции. Органист-виртуоз, симфонический дирижёр, педагог, эксперт по органостроению, он явился инициатором установки в Большом зале Московской консерватории симфонического органа гения органостроения Аристида Кавайе-Коля.

Французская линия продолжена сочинениями Боэльмана, Жигу и Дюрюфле. Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых — для органа.

Сюиту № 5 последнего французского романтика Мориса Дюрюфле можно назвать вершиной органного репертуара ХХ века. Она сочетает в себе безупречность концепции, совершенство конструкции и единство всех составляющих элементов. Дюрюфле прославился как блестящий органист и прекрасный импровизатор. Он был первым исполнителем ряда сочинений своего великого педагога Шарля Турнемира, Шестой органной симфонии другого своего учителя Луи Вьерна, а также Концерта для органа с оркестром Франсиса Пуленка. Сюита № 5 раскрывает бесконечное разнообразие звуковой палитры французского симфонического органа.

Ученик Сен-Санса Эжен Жигу писал в множестве различных стилей, помимо исполнительской и композиторской деятельности, был прекрасным педагогом. В 1885 году он основал свою органную школу, из которой вышли такие выдающиеся органисты-композиторы, как Форе, Руссель, Боэльман и другие. Токката из цикла «10 пьес для большого органа» — один из признанных хитов для Короля инструментов. Символические интерлюдии концерта — сочинения Бема и Грига.

Органная токката в зеркале эпох — путешествие вглубь Токкаты.

Программа:
Георг Муффат (1653-1704) Токката квинта
Иоганн Себастьян Бах (1685 -1750) Токката и фуга ре-минор BWV 565
Георг Бем (1661 — 1733) Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich (Отче наш)
Эжен Жигу (1844- 1925) Токката из цикла «10 пьес для большого органа»
Леон Боэльман (1862-1897) Молитва и Токката из Готической сюиты.
Эдвард Григ (1843-1907) Ария из Хольберг-сюиты
Шарль Мари Видор (1844-1937) Токката из Симфонии N5
Морис Дюрюфле (1902-1986) Прелюдия и Токката из Сюиты N 5
Ханс Андре Штамм (1958*) Токката в кельтском стиле.

Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Александр Новоселов, орган

Внимание! Мы заботимся о здоровье наших гостей! Всех слушателей просим быть в масках и перчатках и соблюдать социальную дистанцию.

Продолжительность концерта — 70 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 16 и младше 65 лет.

Концерт «Органная токката в зеркале эпох» прошёл в Римско-католический храм Лурдской Богоматери 24 января 2021 года.

Римско-католический храм Лурдской Богоматери