Органный концерт Эволюция жанра

Концерт «Органный концерт Эволюция жанра»

Это прошедший концерт.

11 декабря 2020, пятница 20:15
Римско-католический храм Успения Пресвятой Девы Марии
1я Красноармейская, ул. д. 11
Цикл концертов "Время органа"
Органный концерт "Эволюция жанра: от Баха до Стюарта"

Концерт — жанр, в котором чаще всего один или несколько солирующих инструментов "соревнуются с оркестром". Существуют также концерты для одного инструмента без сопровождения оркестра, концерты для самого оркестра, концерты для голоса или голосов с оркестром и концерты для хора а cappella. C начала XVII века принцип "состязания" нескольких солирующих голосов в хоровой музыке (духовный концерт) постепенно вошел и в инструментальные жанры. Во второй половине XVII века появились сочинения, основанные на контрастном сопоставлении оркестра и солиста или группы солирующих инструментов (в кончерто гроссо) и оркестра. Фактически же концерт сложился в I половине XVIII века в творчестве Арканджело Корелли и особенно — Антонио Вивальди. Развитие жанра концерта как сочинения для одного или нескольких ("двойной", "тройной", "четверной" концерт) солирующих инструментов с оркестром продолжилось в XIX веке в творчестве Паганини, Шумана, Мендельсона, Брамса, Листа, Чайковского, Бруха и других великих мастеров. К жанру концерта композиторы часто обращались и в XX веке: широко известны шедевры Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Бартока, Шенберга и др.
На протяжении XVIII—XX веков созданы концерты практически для всех "классических" европейских инструментов — фортепиано, органа, струнных, деревянных и медных духовых. Проследить за эволюцией этого многогранного жанра предлагают петербургские музыканты Дарья Росицкая и Екатерина Маришкина. Клавирный концерт – новый жанр, созданный Бахом, возник на основе переложений для клавира итальянских скрипичных концертов. Наиболее известны из них – органные транскрипции струнных концертов Вивальди. Интересно, что почти все баховские клавирные концерты изначально были написаны как скрипичные, а уже затем были переложены самим Иоганном Себастьяном для клавира. Итальянский концерт, созданный в 1735 году – всемирно признанный шедевр для клавира соло, в названии которого уже заложена география жанра.
Ирландский композитор Роберт Прэскотт Стюарт (1825-1894) — профессор музыки Тринити Колледжа. Автор кантат, органной и вокальной музыки. Руководил различными хоровыми коллективами; организовал и провёл в качестве дирижёра первые в Ирландии исполнения Реквиема Верди и Страстей по Иоанну Баха. Был возведён в рыцарское достоинство. Сюрпризом станет исполнение органного концерта Метью Кэмиджа (1764–1844), мало известного в России. Уроженец Северной Англии, он был известен своими блестящими органными импровизациями, свободно владел скрипкой и организовывал музыкальные фестивали! Его перу принадлежат 30 великолепных гимнов для сборника псалмов Уильяма Ричардсона. Особая интрига концерта – эволюция жанра от сольной арии из баховской кантаты до концерта для голоса с оркестром Михаила Жербина, в котором партию оркестра исполнит орган. Концерт. Эволюция жанра – увлекательное и полное неожиданностей музыкальное путешествие.
Внимание! Мы заботимся о здоровье наших гостей! Всех слушателей просим быть в масках и соблюдать социальную дистанцию.

Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Итальянский концерт фа мажор BWV 971 , переложение для органа
Концертная ария Ich will nach dem Himmel zu из кантаты BWV 146 Wir mussen durch viel Trubsal для меццо-сопрано и органа
Мэтью Кэмидж (1764–1844) Концерт для органа соло
Роберт Прэскотт Стюарт (1825-1894) Концертная фантазия для органа

Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
Дарья Росицкая, меццо-сопрано
Екатерина Маришкина, орган
(Санкт-Петербург)

Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+)

Концерт «Органный концерт Эволюция жанра» прошёл в Приход Успения Пресвятой Девы Марии 11 декабря 2020 года.

Приход Успения Пресвятой Девы Марии