Органный концерт «Германия – Бах – Эволюция»

Концерт «Органный концерт «Германия – Бах – Эволюция»»

Это прошедший концерт.

Германия. Бах. Эволюция — интереснейшая задумка Лилии Кузнецовой, которая приглашает проследить эволюцию жанра цикла Прелюдии и фуги на примере самой органной страны — Германии.

Наиболее ранние образцы жанра прелюдии относятся к XV и представляют собой импровизационное вступление к основной пьесе. В XVIII столетии прелюдии стали создаваться и как самостоятельные пьесы, и как устойчивые циклы в творчестве Иоганна Себастьяна Баха и его старших современников, где импровизационная, написанная в свободном стиле прелюдия, контрастировала с математически четкой фугой. В XIX–XX наряду с масштабными двухчастными, как у Баха, охватывающими все тональности (24 прелюдии и фуги для фортепиано Шостаковича), циклы стали расширяться до трёх частей, как например у Сезара Франка. Параллельно развивался жанр прелюдии как самостоятельной пьесы (Шопен, Скрябин, Дебюсси, Рахманинов).

Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Мы никогда не узнаем, быль это или легенда, что провинциальный небогатый музыкант Бах копил деньги на путешествие в Любек для встречи с Букстехуде и преодолел сотни километров пешком по осенней распутице. Важно, что Букстехуде моментально разглядел незаурядный дар Иоганна Себастьяна, назвав его своим дорогим собратом.

К началу XVIII века представитель той же, северонемецкой органной школы Винсент Любек был одним из самых востребованных музыкантов Германии, но несмотря на долгую жизнь и высокую репутацию, сохранилось очень мало его сочинений.

Николаус Брунс — немецкий органист, скрипач и композитор. Один из самых ярких музыкантов своего времени, проживший очень краткую жизнь, но оставивший хоть небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Высоко ценимый Бахом Николаус Брунс при жизни он был известен, главным образом, как органист, но также играл на скрипке, одновременно аккомпанируя себе на педальной клавиатуре органа.

И, наконец, — Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия и фуга ре мажор создана в Веймарский период, когда композитор был увлечён итальянской музыкой. Прелюдия и фуга ре минор, относящаяся к раннему периоду творчества мастера, отличается виртуозной фугой, которая является органной обработкой фуги из сольной скрипичной сонаты соль минор.

Связь с баховской традицией — основа органного творчества великого романтика Феликса Мендельсона-Бартольди. Помимо своей композиторской деятельности, Мендельсон, вернувший музыку Баха из забвения, был виртуозным органистом. Самое его популярное сочинение для органа — цикл из 6 сонат, опубликованный в 1845 году, одновременно с работой композитора над редакцией хоральных прелюдий Баха. Мендельсон часто гастролировал в Лондоне, где познакомился с органистом Лондонского кафедрального собора Томасом Эттвудом. Именно ему посвящен цикл из Прелюдий и фуг.

Исполняет:
Лилия Кузнецова (орган);

В программе:
Николаус Брунс (1665– 1697) — Прелюдия ми минор (большая);
Винсент Любек (1654–1740) — Прелюдия ми мажор, LubWV 7;
Дитрих Букстехуде (1637–1707) — Прелюдия соль минор, BuxWV 149;
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Прелюдия и фуга ре минор, BWV 539;
Иоганн Себастьян Бах — Прелюдия и фуга ре мажор — BWV 532;
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) — Две Прелюдии и фуги op.37: № 2 соль мажор, № 3 ре минор.

Продолжительность концерта: 1 час 10 минут (без антракта).

Концерт «Органный концерт «Германия – Бах – Эволюция»» прошёл в Римско-католический храм Лурдской Богоматери 10 февраля 2023 года.

Римско-католический храм Лурдской Богоматери