Органный вояж: Германия & Россия

Концерт «Органный вояж: Германия & Россия»

Это прошедший концерт.

Не секрет, что Германия — первая из органных держав, но знаете ли вы что-нибудь про органную историю России? В этот вечер встретятся органные культуры двух величайших стран в истории музыки. Барокко представлено творчеством северогерманских композиторов — мэтра всей немецкой музыки Иоганна Себастьяна Баха и его старшего современника Дитриха Букстехуде, оказавшего бесспорное влияние на творчество Иоганна Себастьяна. Прозвучит одна из развернутых прелюдий Бустехуде и органная трио-соната Баха. Новый органный жанр, созданный Бахом — трио-соната — давно фигурировала в барочной музыке, но никогда не звучала на одном инструменте, а только в ансамбле. Цикл был создан для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском и исполнительском поприще, но перерос свое хрестоматийное назначение, став безусловным шедевром, как и все прочие баховские опусы.

Музыка Иоганнеса Брамса и Феликса Мендельсона погрузит вас в святая святых романтизма. Мендельсон, признанный при жизни композитор и органист-виртуоз, перевернул новую страницу в репертуаре Короля инструментов, создав циклы из Прелюдий и фуг, а также цикл из шести сонат — символический центр его органного творчества. Цикл был опубликован в 1845 году, одновременно с работой композитора над редакцией хоральных прелюдий Баха. Знаете ли вы, что именно благодаря Мендельсону, полностью забытая музыка Баха получила второе рождение, спустя почти 100 лет, после смерти гениального лейпцигского кантора? В концерте представлена Четвёртая соната композитора.

Органное наследие Иоганнеса Брамса невелико, но крайне значимо и интересно: это хоральные прелюдии и развёрнутые циклы прелюдий и фуг, в которых явственно прослеживается взаимосвязь с творчеством Баха. Возродив жанр хоральной прелюдии, Брамс создал уникальный цикл из 11 прелюдий, прозвучавший посмертно. В этот вечер прозвучит одна из органных фуг мастера.

Александр Гедике и Сергей Ляпунов своими сочинениями показывают совсем иной романтический настрой. Александр Гедике — потомственный органист, русский и советский композитор, педагог, основатель советской органной школы. Хотя Гедике был приверженцем полифонического стиля Баха, до старости лет он был неизменно открыт для восприятия новых музыкальных идей. Сергей Ляпунов — выдающийся русский композитор, пианист и педагог, мастер полифонического письма, чаще исполняемый во Франции, где он нашёл своё последнее пристанище, чем в России. Пианист-виртуоз, он создал многочисленные технически сложнейшие сочинения для фортепиано, среди которых наиболее известны «Двенадцать этюдов высшего мастерства», посвящённые памяти Ференца Листа.

Органный вояж: Германия&Россия — незабываемый вечер с московским органистом Иваном Гавриковым.

Программа:
Дитрих Букстехуде (1637-1707) Прелюдия in e,BuxWV 142
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Трио-соната №4 ми минор BWV 528:
Adagio-Vivace – Andante – Un poco allegro
Сергей Ляпунов (1859-1924) Прелюдия-пастораль op.54
Александр Гедике (1877-1957) Фантазия ля-бемоль минор ор. 97 № 3
Иоганнес Брамс (1833-1897) Фуга as-moll,woo 8
Феликс Мендельсон (1809-1847) Соната №4 си-бемоль мажор ор.65:
III Allegretto
IV Allegro maestoso e vivace

Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Иван Гавриков (орган)
Москва

Внимание! Мы заботимся о здоровье наших гостей! Всех слушателей просим быть в масках и перчатках и соблюдать социальную дистанцию.

Продолжительность концерта — 70 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 и младше 65 лет.

Концерт «Органный вояж: Германия & Россия» прошёл в Приход Успения Пресвятой Девы Марии 16 апреля 2021 года.

Приход Успения Пресвятой Девы Марии