Шедевры Антонио Вивальди

Концерт «Шедевры Антонио Вивальди»

Это прошедший концерт.

ШЕДЕВРЫ АНТОНИО ВИВАЛЬДИ. ВРЕМЕНА ГОДА
Московский камерный оркестр Musica Viva
Художественный руководитель и главный дирижер - Александр Рудин
Солистка - Елена Корженевич (скрипка)
Солистка - Мария Сурначева (гобой, Германия)

В программе:
А. Вивальди Цикл концертов "Времена года" для скрипки, струнных и basso continuo
И.С. Бах Концерт для гобоя и струнных фа мажор BWV 1053
А. Вивальди Концерт для гобоя и струнных до мажор RV 450

Антонио Вивальди и Иоганн Себастьян Бах — две великих гения эпохи барокко, своего рода символы музыкального мастерства. А ведь когда-то Баха считали старомодным композитором, а многие партитуры Вивальди пылились в библиотеках… Кто бы мог предположить, что через 300 лет они будут одними из самых исполняемых композиторов в мире!

Большая часть творческого наследия Антонио Вивальди оставалось неизвестной до первой половины XX века. В 1920-е годы в Италии был обнаружен архив рукописей композитора, ставший грандиозным открытием в истории музыки. Но некоторые сочинения композитора не были преданы забвению, среди них — цикл концертов "Четыре времени года" (Le quattro stagioni, 1723) для оркестра с солирующей скрипкой, написанный в 1723 году и изданный двумя годами позже. Каждый концерт посвящён одному из времен года и состоит из трёх частей, соответствующих месяцам. Изящные мелодии и блестящие виртуозные пассажи сочетаются здесь со звукоизобразительными приемами: подражанием пению птиц, журчанию ручья, летней грозе и ливню, сигналам пастушеского рожка. Музыкой "Времен года" восхищались и его современники, и композиторы-романтики XIX века. Ею продолжают восторгаться и нынешние слушатели.

Творческое наследие Вивальди огромно: только скрипичных концертов у него насчитывается более 200. Еще несколько сотен концертов написано им для других солирующих инструментов — виолы д'амур, виолончели, мандолины, продольной и поперечной флейт, гобоя, фагота, валторны, органа, а также их сочетаний (всего им написано более 500 концертов, свыше 100 сонат и около 40 опер). В исполнении оркестра Musica Viva и солистки Марии Сурначевой прозвучит один из двух десятков концертов для солирующего гобоя с оркестром — Концерт для гобоя и струнных до мажор RV 450.

Музыка Баха, смущавшая современников "излишней ученостью", почти целый век оставалась учебным материалом для музыкантов и только в середине XIX века зазвучала в концертах. Бахом написано множество концертов для солирующих инструментов с оркестром, но далеко не все их рукописи дошли до наших дней. Например, несколько его концертов для гобоя с оркестром были восстановлены из клавирных переложений. Один из них, светлый и жизнеутверждающий Концерт для гобоя и струнных фа мажор BWV 1053, прозвучит в программе концерта.

Елена Корженевич (скрипка) — выпускница Московской консерватории, лауреат Всероссийских и международных конкурсов, в том числе Международного конкурса скрипачей Роберта Канетти (Болгария, 2008, I премия) и V международного конкурса скрипачей им. А.И. Ямпольского (Москва, 2009, I премия). В качестве солистки выступала с Венским камерным оркестром, Государственным Академическим симфоническим оркестром им. Светланова, камерным оркестром "Солисты Москвы", симфоническим оркестром "Новая Россия" и др. С 2012 года — солистка Московского камерного оркестра Musica Viva.

Мария Сурначева (гобой, Россия–Германия) в 13 лет стала победительницей Oldenburg Promenade International competition и продолжила обучение музыке в Hanover College и Institut zur Fruforderung Hochbegabter для исключительно одаренных детей в Ганновере. Лауреат Lions European Music Competition и ARD Prize в Мюнхене, стипендиат нескольких государственных и частных фондов в Германии. В настоящее время является главным гобоистом оркестра Musikkollegium Winterthur. Ее первый диск, "Русские гобойные концерты" с Гёттингемским Симфоническим оркестром под управлением К.-М. Мюллера, был издан в мае 2016 г. и получил престижную награду Echo Klassik.

Оркестр Musica Viva ведет свою историю с 1978 года, когда скрипачом и дирижером Виктором Корначевым был создан ансамбль из девяти музыкантов, выпускников столичных музыкальных вузов. В 1988 году ансамбль, к тому времени ставший оркестром, возглавил виолончелист-виртуоз и дирижер Александр Рудин. Именно им было придумано название оркестра — Musica Viva (лат. "живая музыка"). Под руководством Рудина коллектив обрел уникальное творческое амплуа, достиг высокого уровня исполнительского мастерства и вошел в число ведущих оркестров России. Musica Viva — универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах, от эпохи Барокко до XX века. В оригинальных программах оркестра, наряду с общепризнанными шедеврами, звучат музыкальные редкости.

Концерт «Шедевры Антонио Вивальди» прошёл в Московская консерватория 16 апреля 2019 года.

Московская консерватория