Шедевры русских композиторов: П.И.Чайковский. С.Рахманинов

Концерт «Шедевры русских композиторов: П.И.Чайковский. С.Рахманинов»

Это прошедший концерт.

Российский национальный оркестр

Художественный руководитель и главный дирижер — Михаил Плетнев

Дирижер — Владислав Лаврик

В программе:
П. И. Чайковский. Сюита из балета «Лебединое озеро»,
П. И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»,
С. Рахманинов. Каприччио на цыганские темы,
С. Рахманинов. Симфоническая поэма «Утес».

Прославленный коллектив с 75-летней историей, Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана, приглашает 6 июня в Большой зал Московской консерватории. В программе оркестровые шедевры великих русских композиторов — Чайковского и Рахманинова. Дирижер — Владислав Лаврик.

«Лебединое озеро», первый балет Чайковского, — одно из самых популярных его произ-ведений, имеющее при этом сложную сценическую судьбу. Его первая постановка в Большом театре, состоявшаяся в 1877 году, была признана неудачной. И только после кончины композитора гениальные петербургские балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов создали свою хореографическую версию балета, которая и поныне лежит в основе большинства его постановок. Стало традицией использовать в постановках «Лебединого озера» купюры и перестановки музыкальных номеров. Но самое удивительное — это его финал, который, несмотря на звучание одной и той же музыки, может быть как трагическим (смерть главных героев), так и героическим, жизнеутверждающим (гибель злого волшебника). Партитура «Лебединого озера» — блестящий образец русской симфонической музыки: здесь в полной мере раскрылся мелодический дар Чайковского, а по драматизму развития некоторые страницы балета восходят к жанру симфонии. В сюиту из «Лебединого озера» вошли наиболее известные его фрагменты, такие как блестящий Вальс из Первого акта, Танец маленьких лебедей, Венгерский танец и другие.

История любви юного Ромео и прекрасной Джульетты в течение нескольких веков будоражит сердца и воображение композиторов. На сюжет трагедии Шекспира написаны, оперы, балеты, симфонические произведения. Взять ее за основу оркестровой увертюры подсказал Чайковскому его старший коллега, композитор Милий Алексеевич Балакирев. Он также дал некоторые рекомендации по общему плану сочинения и даже характеру некоторых его тем, а после первого исполнения посоветовал кое-что подработать, — и Чайковский выполнил эти пожелания. Композитор был весьма удовлетворен результатом и несколько раз дирижировал своей увертюрой-фантазией — как в России, так и за границей. В «Ромео и Джульетте» воплотились самые яркие стороны его гения: изумительный мелодизм, противопоставление контрастных тем, их напряженное развитие и «перерождение» в коде увертюры.

«Я пишу теперь каприччио для оркестра, не на испанские мотивы, как у Римского-Корсакова, не на итальянские, как у Чайковского, а на цыганские темы» — пишет Рахманинов в письме к Михаилу Слонову от 2 августа 1892 года. Обращение к цыганскому фольклору не было случайным для композитора. Каприччио на цыганские темы было задумано вскоре после окончания им «Алеко» и развивало сферу национально-жанровых образов его юношеской оперы. С цыганским пением Рахманинов познакомился благодаря известной исполнительнице Надежде Александровой, с которой он встречался у своих друзей Ладыженских. Возможно, именно она исполняла народные мелодии, которые легли в основу Каприччио: трагическую пляску «Малярка» и плясовой напев «Цыганская венгерка».

«Утёс» — Основой для музыкального произведения послужило произведение стихотворное. Внимание С. Рахманинова привлекло известное одноименное стихотворение М. Лермонтова. Надо сказать, что к этому времени уже были другие музыкальные произведения на это лермонтовское стихотворение. Были созданы и широко исполняемы несколько романсов, сочиненных на стихотворение «Утес» разными композиторами, среди которых А. Г. Рубинштейн, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков и др. Но начищающего музыканта это не остановило. Рахманинов создавал другое произведение, не вокальный романс — а симфоническое произведение. Тоска и одиночество, пронизывающие лермонтовский стих, соответствовали состоянию и настроению молодого композитора Сергея Васильевича Рахманинова, когда он приступал к своей музыкальной работе.

Весной 1892 года Рахманинов окончил курс композиции в Московской консерватории с большой золотой медалью. Выпускной работой стала опера «Алеко» по поэме «Цыганы» Пушкина, получившая высокую оценку. Молодой композитор был счастлив и готов был продолжить музыкальную работу. Однако эти профессиональные радости не затмили личные невзгоды: композитор переживал любовную драму, его чувство к генеральской дочери Вере Скалон было отвергнуто родителями возлюбленной, не допускавшими даже мысли брака их дочери с полунищим музыкантом без определенного будущего.

Концерт «Шедевры русских композиторов: П.И.Чайковский. С.Рахманинов» прошёл в Московская консерватория 6 июня 2019 года.

Московская консерватория