Спящая красавица

Концерт «Спящая красавица»

Это прошедший концерт.

Историческая сцена

Премьера балета в новой хореографической редакции состоялась 18 ноября 2011 г.

Спектакль идет с одним антрактом.
Продолжительность — 2 часа 45 минут.

Либретто Ивана Всеволожского и Мариуса Петипа по мотивам сказок Шарля Перро

Хореография — Мариуса Петипа
(новая хореографическая редакция Юрия Григоровича (2011 г.)
Сценография — Эцио Фриджерио
Дирижер-постановщик — Василий Синайский
Художник по костюмам — Франка Скуарчапино
Художник по свету — Виничио Кели
Ассистенты художника-постановщика (Италия) — Лейла Фтейта, Оскар Кафаро
Ассистент художника по костюмам (Италия) — Лаура Ло Сурдо


«Спящая красавица» — легендарный балет-феерия Петра Чайковского-Мариуса Петипа -стала первой балетной премьерой в обновленном историческом здании — и трудно найти «кандидатуру», которая подходила бы больше. Сказочный спектакль с глубоким философским подтекстом — яркий, парадный, взыскующий идеальной гармонии — предстал в новом праздничном обличье, воплощая мечты о новой и прекрасной жизни Большого балета на вернувшейся к нему сцене.

Балет поставил Юрий Григорович, знаток и почитатель творчества Петипа, — это уже третья его редакция «Спящей красавицы» в Большом и третья совместная работа над этим балетом с выдающимся итальянским сценографом Эцио Фриджерио, однако именно в Большом театре они сотрудничали впервые.

«Сценографическая идея очень проста, — говорит синьор Фриджерио, — мы делаем на сцене театр той эпохи, в которую разворачивается действие балета. Фактически и кулисы, и задник типичны для театра XVII века. Только тканевые расписные кулисы мы заменили настоящими. Раз мы готовим такой большой и значительный спектакль — первый балет на отреставрированной сцене, то и решили сделать настоящую „большую“ сценографию — конструкцию, представляющую собой грандиозный дворец XVII-XVIII века. Причем, все архитектурные элементы, которые составляют сценографию, абсолютно исторические, придумана только их компоновка, так что это и реальный, и сказочный дворец одновременно. Задники расписывались в Италии — мне хотелось, чтобы была применена особая техника театральной живописи, которой владеют только итальянцы — два итальянца, если быть уж совсем точным».

Франка Скуарчапино, жена Эцио Фриджерио и сама знаменитый художник, обладатель «Оскара» за работу в фильме «Сирано де Бержерак» (1990-го года, с Депардье в заглавной роли), также ратовала за историческую достоверность.Этот спектакль — настоящий справочник по истории костюма XVII и XVIII веков. И тому, и другому веку соответствуют свои цвета, типы отделки и даже свои исторические орнаменты.

Исторический крой соблюдался неукоснительно. Каждый шов должен был строго соответствовать эпохе. В некоторых случаях, чтобы подчеркнуть балетную фигуру и при этом не погрешить против истории, приходилось прибегать к таким маленьким хитростям, как особая раскладка ткани при раскрое, чтобы она сама, без дополнительных швов лежала нужным образом.

В то же время костюмы нельзя назвать «строго историческими» — они получились фантастическими, сказочными. В отделке Франка Скуарчапино играла с фактурами, создавая многослойные, сложные, очень материальные и одновременно легкие костюмы. Готовая отделка почти не использовалась — практически все кружево и вышивка выполнены вручную, так что получился настоящий балетный «haute couture».

Напомним, что Спящая красавица проспала сто лет и потому пожила и в XVII-м, и в XVIII веке. Ну а балет «Спящая красавица», впервые увидевший свет рампы в 1890 г., продолжает свою замечательную историю уже третье столетие подряд.

Театральное представление «Спящая красавица» прошло в Большом театре 2 мая 2019 года.