Это прошедший концерт.
«Тартюф» — один из самых прославленных спектаклей в таганском репертуаре. Ему почти полвека, столь долгая жизнь спектакля — явление редкое даже для мировой классики, являющей, как «Тартюф», вечные темы, характеры и нравы. Однако, мольеровский «Тартюф», родившийся в 17 веке, как ни странно, сегодня становится все более и более злободневным и актуальным сюжетом. По мере того, как мы больше стали думать о Боге и о месте религии в нашей повседневной жизни, стали возникать интересные проблемы. И сердце говорит, что нет ничего более отвратительного ложной показной религиозности, желания погреть руки на великих христианских заповедях любви и смирения.
Тартюф — пьеса, нередко разыгрывающаяся в жизни. Ханжа и притворщик втирается к кому-то в полное и непонятное доверие. Этого добронравного скромника, конечно, узнают все — на сцене и в жизни, не взирая на разоблачения, Тартюф неизменно близкий и современный персонаж, который во все века успешно морочит господина Оргона.
Однако, он – не вполне разгаданная фигура. Личность серая, унылая, ни талантами, ни обаянием не одарена, а так успешно влияет на людей. В Тартюфе главное то, что он цинично использует высокие устремления и живые чувства, играя именно на них. Вот Оргон — вполне земной субъект — потянулся было, как умел, к Богу, к небу. И он умиляется — святости, кротости, бескорыстию — чувствам, которые для него имитирует Тартюф, пользуясь его доверчивостью и чистосердечием.
Оргон предпочитает идеальную мифическую фигуру живым, правдивым членам своей семьи и оказывается на грани гибели — в пьесе, а в реальности, как мы понимаем, погибнет наверняка. Неоправданная нарочитость спасения – гениальное решение Мольера. Зато зритель выходит из зала более защищенным.
Легкая грациозная постановка, созвучная театру Мольера, сценографией напоминает карточный пасьянс. В дни премьеры спектакль пережил яростные нападки официальной критики, они тождественны тем, что переживал со своей пьесой сам Мольер, без конца терпя от прототипов своей комедии. В спектакль вовлечены фрагменты ее любопытной истории — письма Мольера к королю, предисловие к пьесе.
В работе над этим спектаклем сложился уникальный и счастливый творческий союз: режиссер Юрий Любимов, художники Михаил Аникст и Сергей Бархин, композитор граф Андрей Волконский и блестящий актерский состав, который всегда работает в «Тартюфе».
Премьера: 4 ноября 1968 г.
Продолжительность: 2 часа 10 мин с одним антрактом
Основная сцена
12+
Роли и исполнители:
Оргон - Роман Стабуров
Тартюф - Сергей Трифонов
Г-жа Пернель - Маргарита Радциг
Эльмира - Анастасия Колпикова, Лариса Маслова
Дамис - Сергей Цимбаленко, Филипп Котов
Марианна - Полина Нечитайло, Юлия Стожарова
Дорина - Алла Смирдан, Анастасия Захарова
Валер - Никита Лучихин, Филипп Котов
Лоран, слуга Тартюфа - Кирилл Янчевский, Сергей Ушаков
Лояль - Артем Болотовский
Офицер - Игорь Ларин, Антон Ануров
Клеант - Алексей Граббе
Художники - Михаил Аникст, Сергей Бархин
Композитор - Андрей Волконский
Театральное представление «Тартюф» прошло в Театр на Таганке 20 октября 2019 года.