Театральный роман

Концерт «Театральный роман»

Это прошедший концерт.

Мистификация в двух частях

Авторы спектакля: Петр Фоменко, Кирилл Пирогов.

В ролях: Кирилл Пирогов, Мадлен Джабраилова, Галина Тюнина, Дмитрий Захаров, Никита Тюнин, Владимир Топцов, Максим Литовченко, Галина Кашковская и др.

У любого благополучного театра после двадцати лет жизни существует опасность забронзоветь, стать памятником самому себе, академическим фасадом меняющейся театральной жизни. Самоирония может оказаться прививкой от слишком серьезного отношения к себе. Наступил момент, когда театру понадобилось взглянуть на себя сквозь призму Булгакова. Сходство с мхатовскими прототипами оказалось второстепенным, мы искали смешное и грустное, а порой и горькое – в себе.

П.Н.Фоменко предложил "Театральный роман" М. Булгакова для самостоятельных актерских работ. Кирилл Пирогов, исполнитель роли Максудова, и несколько актеров показали булгаковские отрывки на "Вечере проб и ошибок", и после года репетиций мы сочли возможным представить этот спектакль на суд зрителей.

26 ноября 1936 года Михаил Булгаков начал работу над книгой о театре. Причиной этого стало срочное снятие с репертуара МХАТ (после пяти лет репетиций и всего нескольких исполнений) "Мольера" и запрещение после генеральной репетиции пьесы "Иван Васильевич". Это было театральное уничтожение Булгакова. В апреле 1937 года Булгаков вынужден признать, что "на фронте драматических театров" его больше не будет. Булгаков оказался совершенно лишним в своей стране, несвоевременный писатель Булгаков – имя которого еще за несколько лет до этого Маяковский включил в "словарь умерших слов": "богоискательство, бублики, богема, Булгаков…"
"Записки покойника" сочинены человеком, как бы переставшим существовать. Это взгляд на театр и на собственную в нем судьбу с точки зрения вечности. Смех на пороге смерти.

Поставить без иронии этот роман очень трудно – он безумно связан со своим временем. Страх, сопутствовавший тридцатым годам, соседствует с огромной жаждой жизни обитателей парадного театра. Булгаковский Независимый Театр вобрал в себя недостатки, присущие театру вообще, прибавив порядки тоталитарного государства. Официально утвержденная однопартийная театральная система верования – система Станиславского – стала основанием для истребления других театральных школ. Против неё восстает Максудов, отказывая в универсальности теории, которая может научить любого перевоплощению. "Не бывает никаких теорий!" - выказывает Булгаков недоверие к рациональному объяснению чуда и встаёт на защиту актерского театра, высмеивая режиссерский произвол. Актерский дар для него - явление природы, а не игра по системе.
Общая отрава времени наложилась на иерархическую структуру расколотого на два лагеря театра с его путаницей устремлений, интриг, актерских и режиссерских самолюбий. Всё человеческое театру не чуждо. Прельстившись изнаночной стороной жизни театра, Максудов обрёл свой мир, который стал его же проклятием. Театральная очерченность волшебного мира, его закулисье, напоминает путешествие без карты. Максудов попадает в непонятное чудесное место, как во сне. Где всё время происходит что-то непостижимое, по законам другой, театральной, правды, и иной логики. Несколько кафкианской. Очарование, влюбленность разбились о жестокость и непредсказуемость театрального мира. Театральный человек – личность, воспринимающая жизнь по законам сцены. Это делает его и уязвимым, и безжалостным. Для одиночки-автора соблазн волшебного чарующего мира - в коллективной кипучей деятельности, которая ничем для него не кончается. Одиночка оказывается вытесненным наружу. Максудова раздирает двуединое противоречивое чувство любви-ненависти. Очарованность сменяется отчаянием. Театр не прощает никакой эйфории, никаких восторгов. Театр причиняет и боль, и радость. Чего больше? У каждого по-своему.
Но вместе с тем, это место, которое невозможно покинуть, оно пленительно, оно затягивает. Иссушаемый любовью к Независимому театру, прикованный к нему, "как жук к пробке", или как морфинист к морфию, Максудов возвращается и возвращается (хотя бы мысленно) в театр, пытаясь постичь неразрешимую загадку этой самой сложной машины на свете.

Театральное представление «Театральный роман» прошло в Мастерской Фоменко 8 июля 2019 года.

Мастерская Фоменко