Турандот

Концерт «Турандот»

Это прошедший концерт.

Дж. Пуччини

Опера

Либретто Дж. Адами и Р. Симони

Режиссёр-постановщик – Дмитрий Бертман
Дирижёр-постановщик – Владимир Федосеев
Художник-постановщик – Камелия Куу
Художник по свету – Томас Хазе
Хореограф-постановщик – Эдвальд Смирнов
Хормейстер – Евгений Ильин
Дирижёр – Валерий Кирьянов / Народный артист СССР Владимир Федосеев

Cпектакль удостоен II Российской Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Состав».
Спецприз экспертного Совета II Российской Национальной оперной премии «Онегин» – «Лучший оперный хор».
В ноябре 2017 года спектакль выдвинут на соискание Национальной Театральной премии «Золотая маска» в следующих номинациях:
опера, спектакль; работа дирижёра - Владимир Федосеев; работа режиссёра – Дмитрий Бертман; женская роль, Турандот – Елена Михайленко; мужская роль, Калаф – Дмитрий Башкиров; работа художника в музыкальном театре – Камелия Куу; работа художника по костюмам в музыкальном театре – Камелия Куу.
В 2018 году спектакль стал обладетелем «Большого хрустального гвоздя» ежегодной премии «Гвоздь сезона».

Опера – искусство загадок. Что ни сюжет, то настоящий ребус! Вот и Пуччини отличился: в опере «Турандот» их целых три. А как их отгадать? Ответ очевиден – отправиться в «Геликон-оперу»! Премьера спектакля состоялась в рамках крупнейшего за всю историю театра интернационального проекта «Евразийская опера». Над «Турандот» работала международная команда: художник-постановщик – известный китайский художник-сценограф Камелия Куу, художник по свету – американец Томас Хазе, оформивший множество постановок в оперных театрах Европы и Америки, а также мюзиклов на Бродвее. Главной сенсацией стала новость о том, что музыкальное руководство взял на себя народный артист СССР Владимир Иванович Федосеев, до этого ни разу в России не дирижировавший оперным спектаклем.

О геликоновской «Турандот» стали спорить сразу после премьерного показа. И о трактовке сюжета, и об отказе постановщиков от дописанного финала, и о решении образа заглавной героини…«”Турандот” - первое обращение театра к творчеству великого итальянца. И сразу – грандиозный успех. “Турандот” в "Геликоне” неистово прекрасна! Дмитрий Бертман по-настоящему раскрыл эту жёсткую, страшную историю, отойдя от традиционной и вычурной восточной барышни», – говорит народная артистка СССР Алла Пугачёва. «Мне не всегда нравится опера в современной постановке, а здесь есть мысль, здесь есть чувство, своё видение, и оно мне интересно», – комментирует Президент Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер. Музыкальный обозреватель Валерий Кичин сообщил в «Российской газете», что «Москва получила спектакль редкостно красивый, мощный, великолепно придуманный и динамичный». Список откликов можно продолжать ещё долго.

А тем временем… «Люди Пекина! Слушайте указ! Принцесса Турандот, чистейшая, выйдет замуж за того, кто отгадает три загадки, загаданные самой принцессой…».

Что победит – любовь или месть? А мы снова любуемся безумно красивой луной, страдаем с преданной Лиу и с замиранием сердца ждём, когда же Калаф исполнит знаменитую Nessun Dorma… Финал удивит всех. Впрочем, Пуччини – мастер загадывать загадки. А мы – удивлять.

Проект осуществлен при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Департамента культуры города Москвы.

«Возможно, именно пуччиниевский мир – не только "Турандот", но и эго самого Пуччини – стал импульсом многих решений этого спектакля, поставленного чеканным режиссёрским почерком и полного зловещей энергии, мрачного драматизма, красоты, иррациональности, аллюзий. Сам сюжет Турандот, открытый персидскими сказками и разыгранный в европейской культуре весёлыми масками комедии дель арте (у Гоцци), обрёл у Пуччини совершенно другой тон – жёсткий, напряжённый, пронизанный ужасом смерти. Эта новая оперная Турандот была образом новой эпохи, переживавшей опыт мировой войны и отказавшейся от культов пан-эстетического модерна. Не красоту, но сокрушительный демонизм несла в себе новая пуччиниевская Турандот, ледяной огонь, зло, смерть и тайну, которая влекла к ней, гипнотизировала людей.»
Российская газета, 01.02.2017

«Спектакль оказался в полной мере адекватен гениальной партитуре, которую некоторые эксперты в области музыкального театра считают последней в оперном жанре — не только в творчестве Пуччини, но и вообще в истории мирового музыкального искусства»
Московский комсомолец, 30.01.2017

Действующие лица и исполнители:ПРИНЦЕССА ТУРАНДОТ – Елена Михайленко / Заслуженная артистка РФ Марина Карпеченко / Заслуженная артистка РФ Алиса Гицба
ИМПЕРАТОР АЛЬТОУМ – Дмитрий Пономарёв / Михаил Серышев
ТИМУР – Дмитрий Скориков / Александр Киселёв
КАЛАФ – Иван Гынгазов / Виталий Серебряков / Заслуженный артист РФ Вадим Заплечный
ЛИУ – Лидия Светозарова / Ольга Толкмит / Юлия Щербакова
ПИНГ – Пётр Морозов / Михаил Никаноров / Дмитрий Янковский
ПОНГ – Вадим Летунов / Дмитрий Хромов
ПАНГ – Иван Волков / Николай Меликов
МАНДАРИН – Алексей Дедов / Заслуженный артист РФ Сергей Топтыгин
ТУРАНДОТ II – Ксения Лисанская
ПАЛАЧ – Максим Лосев-Демидов
ПРИНЦ ПЕРСИИ – Михаил ДёминПремьера состоялась 28.01.2017
Продолжительность: 2 часа 40 минут
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Акт I
Мандарин провозглашает: принцесса Турандот станет супругой принца, отгадавшего три загадки, а кто ошибётся — лишится головы. На восходе луны толпа ждёт казни неудачливого принца из Персии. В суматохе внезапно сталкиваются давно потерявшие друг друга изгнанники — свергнутый татарский царь Тимур, которого сопровождает верная рабыня Лиу, и его сын, принц Калаф. Появляется Турандот. Красота принцессы пленяет Калафа. В знак решимости добиться её руки принц трижды ударяет в гонг.
Три министра — Пинг, Понг и Панг — оплакивают участь Китая и свою судьбу.
Страна не знает покоя из-за Турандот, ненавидящей мужчин. Император Альтоум не хочет смерти ещё одного юноши, но Калаф требует начать испытание. Не останавливают его и угрозы Турандот. Калаф отгадывает три загадки. Принцесса молит отца не отдавать её чужестранцу, но император связан священной клятвой. Калаф хочет любой ценой завоевать любовь гордой принцессы и даёт слово: если Турандот до восхода солнца узнает его имя, он готов умереть.

Акт II
Никто в Пекине не спит. Турандот приказала до утра узнать имя чужестранца. Стража хватает Тимура и Лиу, которые накануне говорили с неизвестным. Спасая Тимура от пыток, Лиу объявляет: имя знает только она, но из любви к принцу сохранит его тайну. Лиу убивает себя. Толпа присоединяется к Тимуру, оплакивая её смерть. Калаф и Турандот впервые оказываются лицом к лицу…

Театральное представление «Турандот» прошло в Геликон-опере 28 ноября 2019 года.

Геликон-опера